Какую игру ведут США и Иран перед новым раундом переговоров

Политолог рассказал о перспективах вооруженного конфликта между Вашингтоном и Тегераном
Флаги США и Ирана
Фото: unsplash.com

16 апреля. Агрессивная риторика Соединенных Штатов Америки и Ирана является лишь дипломатической игрой перед новым раундом переговоров. Вряд ли эти страны пойдут на вооруженную эскалацию. Об этом заявил политолог и историк Андрей Дмитриев в беседе с корреспондентом ИА StolicaMedia оценил перспективы нового вооруженного конфликта на Ближнем Востоке.

"К большой войне ни те, ни те не готовы. Иран при всей своей риторике агрессивной на Ближнем Востоке только потерял свои позиции. Я не вижу перспектив, чтобы вот со стороны Ирана там что-то такое произошло. Со стороны США тоже на данный момент, мне кажется, эскалации не предвидится", — сказал эксперт.

Как заметил политолог, "у Трампа семь пятниц на неделе": сегодня он может говорить о великолепной сделке, а завтра — угрожать бомбежками. Так, несмотря на отсутствие ядерного оружия, Иран тем не менее обладает сильной армией и большим мобилизационным потенциалом. По его словам, Трамп не готов применять силу против такого грозного противника.

"Одно дело побомбить там хуситов каких-то в горах, что он сделал, и другое — иметь дело с государством с десятками миллионов людей населения, с армией, серьезным вооружением, поэтому не думаю, что Трамп готов к войне", — сообщил политолог.

Дмитриев также заявил, что Тегеран кричит о "смерти США и Израилю", но в реальности ведет себя нерешительно. В этом контексте эксперт сравнил позиции Ирана и КНДР. Он, в том числе напомнил, что Северная Корея не отказывалась от переговоров с США, но продолжала работу над программой по вооружению. 

"КНДР пыталась договориться с США в 90-е годы, но когда они поняли, что это бесполезно, когда их внесли в "Ось Зла", когда ликвидировали режим Саддама Хусейна, северокорейцы поняли, что терять нечего, американцы свои обязательства не выполнили, КНДР вышла из договора о нераспространении ядерного оружия. Это было в 2006 году. С тех пор они наработали уже приличные ядерные запасы, боеголовки и, главное, средства их доставки", — рассказал политолог.

По его мнению, Ирану было невыгодно заключение ядерной сделки в 2015 году. Тогда санкции с Ирана не сняли, но республика потеряла за время действия сделки несколько лет, необходимых для разработки вооружения. Теперь, по словам Дмитриева, ситуация в мире координально изменилась.

"Иран дотянул до момента, когда в мире в связи с началом СВО произошли серьезные изменения, и теперь это проблема для Ирана. То есть понятно, что ядерное оружие нужно для защиты просто собственного суверенитета, а не для того, чтобы уничтожать США и Израиль", — сообщает Дмитриев.

Теперь же Трамп угрожает Ирану бомбардировками, а в то же время называет лидера КНДР Ким Чен Ына умным парнем, с которым стоит вести беседы. 

Касательно позиции Москвы в конфликте между Вашингтоном и Тегераном, политолог напомнил, что согласно договору о стратегическом партнерстве Россия не обязана вмешиваться в конфликт. Об этом, между прочим, заявлял замглавы МИД РФ Андрей Руденко, выступая по итогам последнего раунда переговоров между США и Ираном.

"Руденко сказал, что Россия — против эскалации, но в случае ударов США по Ирану Россия поддержки не обязана оказывать. Дело в том, что договор о стратегическом партнерстве с Ираном отличается от договора с КНДР. В договоре с КНДР есть пункт об обязательстве оказывать взаимную военную помощь в случае агрессии третьей страны. А в договоре с Ираном этого пункта нет", — напомнил эксперт.

Переговоры между США и Ираном

В начале марта Трамп направил верховному лидеру Ирана Али Хаменеи письмо, в котором заявил о намерении заключить с Тегераном сделку по вопросу иранской ядерной программы. При этом президент США пригрозил военным ответом в случае отказа. Однако и положительную реакцию Вашингтон не получил. В частности, Иран заявил, что готов на переговоры только при посредничестве третьих стран. 

Иран настаивает на доработке совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Тегеран предлагает включить в документ возможность введения санкций против стороны, которая в будущем решит выйти из соглашения.

Вашингтон выступает за предотвращение развития военное составляющей иранской ядерной программы. Также США настаивают на необходимости полностью ликвидировать все ядерные объекты республики. Еще одно американское требование — прекращение поддержки Ираном союзников на Ближнем Востоке и ограничении программы разработки баллистических ракет.

Непрямые переговоры между США и Ираном состоялись в Омане 12 апреля. Обе стороны оценили прошедшие контакты как конструктивные. Темой обсуждения стали параметры урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы. 

Между тем Трамп заявил, что сделает все возможное, чтобы не допустить обретения Ираном ядерного оружия. Американский президент в беседе с журналистами признался: "Я стремлюсь видеть Иран процветающей и великой страной, но у них не должно быть ядерного оружия".

Второй раунд переговоров США и Ирана может пройти в Риме 19 апреля, пишет издание Axios (18+), ссылаясь на собственные источники. Белый дом подтверждал дату встречи, но место не называл.

Ранее ИА StolicaMedia писало, что 8 апреля Дональд Трамп объявил о прямых переговорах с Ираном на фоне ядерной напряженности. 

Смотрите полную версию на сайте >>>