9 мая. Автомобили с вмятинами и царапинами на кузове не подпадают под запрет эксплуатации, однако есть важное исключение, касающееся бамперов. Если металлические элементы бампера в результате деформации оказываются снаружи, это представляет опасность для окружающих, особенно пешеходов. В таких случаях сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя на основании статьи 12.5 КоАП РФ, наложив штраф в размере 500 рублей.
Подобная мера также распространяется на металлические конструкции, установленные на бампер — лебёдки, защитные решётки и дуги безопасности. Исключение составляют только те элементы, которые были сертифицированы заводом-изготовителем или официально внесены в конструкцию транспортного средства в установленном порядке. Самовольная установка таких устройств расценивается как вмешательство в конструкцию автомобиля, что может повлечь дополнительные санкции.
Повреждения бамперов — частое последствие незначительных дорожно-транспортных происшествий. Поскольку бампер не относится к критически важным компонентам, обеспечивающим передвижение, многие водители предпочитают временно снимать его для ремонта, продолжая эксплуатировать автомобиль. Однако такой подход не всегда соответствует требованиям законодательства, пишет Авто.ру (16+).
С точки зрения технической безопасности, бампер играет ключевую роль в смягчении последствий столкновений, поглощая часть энергии удара. Современные бамперы, в отличие от металлических элементов, используемых в автомобилях советского периода, производятся преимущественно из пластика. Это снижает риск травмирования пешеходов при наезде. Кроме того, бампер защищает передние узлы автомобиля, такие как радиатор и элементы двигателя, а также способствует улучшению аэродинамики и снижению расхода топлива. Немаловажную роль он играет и в формировании визуального облика транспортного средства.
Отсутствие бампера нередко трактуется инспекторами как нарушение, приравненное к внесению изменений в конструкцию автомобиля. Несмотря на то что водитель ничего не добавляет, само отсутствие одной из базовых деталей машины может стать основанием для административной ответственности. Например, при утрате заднего бампера сотрудники ГИБДД могут ссылаться на пункт 7.5 Перечня неисправностей, где речь идёт о наличии заднего защитного устройства и грязезащитных фартуков. Однако в данном случае речь идет о деталях, относящихся к грузовому транспорту. Согласно техническому регламенту Таможенного союза, заднее защитное устройство — это элемент, предотвращающий попадание легкового автомобиля под грузовой в случае аварии. Таким образом, этот пункт не может применяться к легковым машинам в контексте отсутствия бампера.
В заключение следует отметить: хотя прямого запрета на эксплуатацию автомобиля без бампера в российском законодательстве нет, его отсутствие или повреждение, сопровождающееся торчащими металлическими элементами, может повлечь за собой штраф и признание машины технически неисправной.