30 мая. Рациональное потребление топлива приобретает особую актуальность в условиях дальних поездок. Водители нередко прибегают к несложным, но проверенным методам снижения расхода, один из которых — повышение давления в шинах. Этот способ основан на физике движения автомобиля, однако требует разумного подхода и понимания технических ограничений. Отмечается, что при грамотном вождении можно сэкономить за месяц до 1000 рублей на бензин.
Покрышки современных автомобилей рассчитаны на широкий диапазон давления. Заводские рекомендации обычно варьируются от 2,0 до 3,0 бар и зависят от модели шины, массы автомобиля и условий эксплуатации. Допустимые значения указываются производителем на стойке двери водителя или на лючке бензобака.
Повышение давления до верхней границы допустимого может быть оправданным даже при неполной загрузке автомобиля. При этом не наблюдается значимого ухудшения управляемости, особенно на сухом дорожном покрытии. Основной эффект достигается за счёт уменьшения сопротивления качению — силы, сдерживающей движение из-за деформации шины при контакте с дорогой.
Исследования показывают, что при увеличении давления в пределах от 2,0 до 2,5 бар каждые дополнительные 0,15 бар снижают сопротивление качению на 5%. Это, в свою очередь, даёт возможность сократить расход топлива при равномерной езде на 15–17%. В практическом выражении, для автомобиля с бензиновым двигателем объёмом 1,6 л экономия может составить до 1,5 литров топлива на 100 км пути.
В инструкции по эксплуатации некоторых моделей автомобилей прямо указывается, что перед длительными поездками по скоростным автомагистралям давление в шинах можно увеличить на 0,2–0,3 бар. Однако такие рекомендации относятся преимущественно к низкопрофильным шинам с диаметром от 16 дюймов. Эти шины менее подвержены деформации при высоком давлении и устойчивы к перегреву.
Если речь идёт о стандартных шинах с высоким профилем, превышение рекомендованного давления более чем на 0,3–0,5 бар может привести к неравномерному износу протектора. Чаще всего страдает центральная часть шины, что снижает ресурс покрышки и ухудшает сцепление с дорогой.
Несмотря на заметный эффект от снижения сопротивления качению, на расход топлива влияют и другие параметры:
Аэродинамическое сопротивление. При скорости свыше 90 км/ч оно начинает возрастать в квадрате от скорости. Это резко увеличивает нагрузку на двигатель.
Рельеф локации. При движении по холмистой местности атмосферным двигателям требуется более высокая частота вращения для преодоления подъёмов, что увеличивает расход топлива.
Стиль вождения. Частые ускорения и торможения значительно снижают эффективность любых мероприятий по снижению расхода топлива.
Следовательно, для достижения реальной экономии необходимо соблюдать плавный стиль вождения и поддерживать скорость не выше 90 км/ч. В этом случае повышение давления в шинах на 0,3–0,4 бар может сократить потребление топлива на 3–5% в городе и до 9% при равномерном движении по загородным трассам.