В 1968 году "Мосфильм" планировал выпустить сразу две приключенческие картины, но подходящего сценария не находилось. Драматург Валентин Ежов, узнав об этой ситуации, решил обратиться к ветеранам, которые участвовали в военных действиях в Средней Азии. В результате общения с ними он написал сценарий, основанный на противостоянии красноармейцев и басмачей. В процессе работы над сюжетом возникла идея добавить в фильм "женскую линию", черпая вдохновение из рассказов консультантов о том, как восточные бандиты часто оставляли свои гаремы, когда убегали, и красноармейцам приходилось сопровождать растерянные женщины к ближайшим кишлакам. Таким образом, итоговым названием сценария стало "Спасите гарем" (18+), а уже официальным — "Белое солнце пустыни" (18+).
На роль красноармейца Сухова пробовались актеры Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов, однако режиссер Владимир Мотыль выбрал именно Юматова, который уже успел зарекомендовать себя как популярный актер в военных и приключенческих фильмах 50-60-х годов. К сожалению, Юматов, предрасположенный к алкоголю, оказался вовлечен в драку на самой первой неделе съемок, и тогда Мотыль вызвал Кузнецова на замену.
На роль Верещагина претендовал Ефим Копелян, но в итоге выбор пал на Павла Луспекаева из Ленинградского БДТ. На тот момент актер испытывал серьезные проблемы со здоровьем и передвигался лишь с помощью трости. Режиссер предложил изменить персонажа, чтобы Луспекаев мог появляться на экране с костылями, но тот решительно отказался, заявив, что будет сниматься без дублеров. Поразившись инициативе и таланту актера, Мотыль расширил роль Верещагина и даже изменил имя его персонажа с Александра на Павла в честь Луспекаева.
На роль Петрухи, молодого красноармейца, пробовались Савелий Крамаров и Юрий Чернов, но в итоге роль досталась Николаю Годовикову, который не имел актерского образования и на момент съемок работал слесарем. В его судьбе было много трудностей, включая 2,5 года заключения за кражу, после чего он трудился на петербургском метрострое и иногда снимался в небольших ролях.
Завораживающую Екатерину Матвеевну сыграла Галина Лучай, журналистка и редактор студии "Останкино". Из девяти "жен Абдуллы" лишь три были профессиональными актрисами, остальные роли исполнили девушки из различных профессий, включая филолога, баскетболистку, продавца и даже представительницу легкого поведения из ленинградского гостиничного бизнеса. Большинство из них больше не снимались в кино, а самой известной "женой" стала Татьяна Ткач, сыгравшая Зухру. Отметим, что одной из "жён" — Зарины — был очень низкий голос, и фразу "Мне кажется, господин нас бросил" за нее шутя произнес сам режиссёр.
Изначально фильм имел более драматичный характер, однако во время монтажа многие сцены, такие как момент, когда Сухов выбрасывает гаремных девушек за борт, были вырезаны. Сильно уменьшили роль жены Верещагина, которая в первоначальной версии сошла с ума. Также не вошли в фильм сцены оплакивания смерти Абдуллы и эротическая сцена с его участием.
После просмотра готового материала руководство "Мосфильма" не одобрило картину, и она могла бы надолго остаться на полке, если бы Леонид Брежнев, любивший вестерны, не распорядился о её выпуске. Фильм быстро стал талисманом для космонавтов: экипаж "Союза-12" посмотрел "Белое солнце пустыни" перед стартом после трагедии с "Союзом-11", и миссия прошла успешно. С тех пор традиция пересматривать этот фильм перед полетами сохраняется, а космонавтов обучают основам съемки по его материалам.
Работники таможенной службы считают Павла Верещагина своим героем и даже установили ему памятник во дворе московской Федеральной таможенной службы. Памятники его персонажу также можно найти в Кургане и нескольких украинских городах. Интересно, что прототипом Верещагина стал командир Гермабского погранотряда Михаил Дмитриевич Поспелов, который служил на русско-персидской границе.
По материалам: дом-кино (18+)