Собственник жилья, который получает коммунальные услуги, обязан за них платить. Это неоспоримый факт, но из этого правила есть исключения. Юрист рассказал о 3 ситуациях, когда долги за ЖКУ можно оспорить на законных основаниях.
Жильцы, которые готовы отстаивать свои права, должны проверять справедливость начислений, сверять их с договором УК и протоколами собраний, а также требовать перерасчета за некачественные услуги.
1. Необоснованные начисления
Управляющая компания (УК) выставила владельцу квартиры счет за установку видеонаблюдения в доме. Собственник выяснил, что услуга не включена в договор управления и не утверждена общим собранием жильцов. Он отказался платить и пожаловался на действия УК в Госжилинспекцию. Проверка подтвердила: требование УК незаконно. Юрист подчеркивает, что дополнительные услуги (не входящие в обязательный перечень по содержанию общедомового имущества) должны быть одобрены собранием собственников. В противном случае жильцы не обязаны за них платить.
2. Некачественные услуги
УК потребовала от должника погасить долг за горячую воду, но собственник потребовал перерасчет: температура воды не превышала 53°C, а качество ее вызывало сомнения. После жалобы в Роспотребнадзор выяснилось, что УК не оказывала услуги в полном объеме — вода не должна быть холоднее 60–75°C. А значит коммунальщики обязаны сделать перерасчет.
3. Банкротство собственника
Простить долги за коммуналку могут банкроту. Гражданин, признанный банкротом из-за кредитных долгов, ходатайствовал в суде о списании коммунальной задолженности, которую с него хотели взыскать приставы. Несмотря на требования УК, суд встал на сторону должника: взыскание коммунальных платежей с банкрота должно быть прекращено.