В 1941 году советские кинематографисты начали планирование создания патриотического фильма с эпическим сюжетом под названием "Илья Муромец" (0+). Сценарий к фильму написал Евгений Вейсман, однако с началом Великой Отечественной войны работа была приостановлена до 1950-х годов, и вместо "Ильи Муромца" было решено сосредоточиться на съемках сказки "Кащей Бессмертный" (0+).
Культуру и историю этого проекта анализирует историк Константин Богданов, который утверждает, что сценарий о Кащее был готов уже в 1943 году. Однако партийный деятель и профессор Георгий Александров подверг текст сценария критике и передал его писателю Алексею Толстому для оценки. Толстой, прочитав сценарий, отозвался о нем крайне негативно, назвав его "конъюнктурным, художественно лживым и непатриотичным". Основываясь на его мнении, Александров обратился к секретарям ЦК ВКП с просьбой запретить работу над фильмом, который он считал искажением русского сказочного фольклора. Тем не менее, после дополнительной проверки сценарий был одобрен к производству.
Когда в 1941 году "Союздетфильм" объявил о создании детской сказки с патриотическим акцентом, творческий тандем драматурга Владимира Швейцера и режиссера Александра Роу единодушно определил Георгия Милляра на роль главного злодея. К тому времени Милляр уже успел утвердиться в ролях антагонистов, став известной фигурой в мире кино. Изначально он отказывался от роли Кащея, опасаясь, что не сможет справиться с ее сложностью. Однако его внешний вид, когда он пришел с выбритой головой и без бровей, произвел впечатление на продюсеров, и актера немедленно утвердили на эту роль. Для того чтобы глубже погрузиться в образ злодея, Милляр посещал московские церкви, изучая, как иконописцы изображают зло. Во время съемок он переболел малярией, что привело к его потере веса, и в результате он стал напоминать скелет в сочетании с яркими костюмами. Даже часть грима Кащея разработал сам Милляр. Говорят, что его лошадь боялась приближаться к актеру в гриме, что привело к тому, что ей завязывали глаза. Актеров критиковали за сходство образа Кащея с Адольфом Гитлером, однако Милляр не соглашался с такой трактовкой, утверждая, что каждая эпоха создает своего Кащея.
Съемки фильма начались в 1941 году, однако по некоторым данным, производство стартовало в 1942 году. Вторая часть, в которой Никита Кожемяка отправляется спасать Марью Моревну, была снята в Таджикистане, в Душанбе, куда была эвакуирована съемочная группа из-за войны. Первая часть фильма, включая сцены нападения войска Кащея, снималась вблизи села Озёрки в Алтайском крае. По одной из версий, режиссер выбрал Алтай, услышав о величественных деревьях и зарослях папоротника, и согласился на съемки. В 1943 году здесь начали строить декорации для фильма. Когда в 1944 году на съемки прибыли режиссер и актеры, Галина Григорьева, больная тифом, приехала с короткой стрижкой, и Столяров заботился о ней во время перерывов.
Первый показ фильма состоялся в селе Озёрки, где была снята половина материала, и Роу остался в восторге от реакции зрителей. Официальная премьера прошла в барнаульском кинотеатре "Родина" 9 мая 1945 года, и фильм вышел в массовый прокат 27 мая того же года. В Японии "Кащей Бессмертный" вышел в 1948 году и стал одним из самых кассовых советских фильмов в стране в послевоенные годы, что подчеркивает его значимость как в советском, так и в международном контексте.
По материалам: кинориум (18+)