Сцепление служит для кратковременного отключения двигателя от трансмиссии. Это необходимо при запуске движения, остановке, а также при переключении передач. Устройство работает за счёт нажатия на педаль, при этом диск сцепления отсоединяется от маховика, что позволяет водителю свободно управлять режимами движения без риска повреждения трансмиссии.
С технической точки зрения, выжимание сцепления при запуске имеет несколько преимуществ, как в плане безопасности, так и с позиции снижения нагрузок на силовые агрегаты.
Безопасность
Если автомобиль оставлен на передаче (что делают многие водители, особенно при остановке на уклоне), при запуске двигателя без выжатого сцепления машина может резко дёрнуться вперёд или назад. Это может привести к повреждению автомобиля или другим опасным ситуациям. Выжимание сцепления исключает такую возможность, особенно если водитель забыл, что оставил передачу включённой. Поэтому во многих автошколах рекомендуют всегда использовать сцепление при запуске — как элемент безопасного поведения.
Снижение нагрузки на двигатель и аккумулятор
При запуске двигателя с выжатым сцеплением коробка передач отключена. Это снижает общий механический сопротивляемый момент, что особенно актуально в условиях низких температур, когда масло в коробке становится более вязким. В результате стартеру легче провернуть коленчатый вал, и двигатель запускается быстрее. Это уменьшает нагрузку на аккумулятор и продлевает срок службы стартера.
Влияние на узлы трансмиссии
Для автомобилей, оснащённых двухмассовыми маховиками, запуск с отключённой трансмиссией особенно предпочтителен. В этом случае пусковой момент не передаётся на маховик в полной мере, что снижает износ этого сложного и дорогостоящего элемента.
Кроме того, современные модели автомобилей часто комплектуются системами, которые требуют обязательного выжима сцепления при запуске. Это делается как в целях безопасности, так и ради соблюдения норм экологических стандартов: запуск двигателя только при разъединённой трансмиссии снижает стартовые выбросы.
Аргументы против: износ выжимного подшипника
Сторонники запуска без выжима сцепления указывают на потенциальный износ выжимного подшипника. Особенно это касается автомобилей с гидравлической системой сцепления. Однако с точки зрения практики, кратковременное нажатие на педаль при запуске оказывает минимальное влияние на ресурс подшипника, особенно по сравнению с нагрузками в условиях движения, когда сцепление используется значительно чаще.
Также упоминаются мифы о необходимости "прогрева" гидравлического привода сцепления. На практике используемые жидкости имеют устойчивость к низким температурам и не требуют предварительного прогрева, в отличие от моторного или трансмиссионного масла.
По материалам дзен-канала "АВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU)" (12+).