Истории о деревне Простоквашино начали складывать в конце 60-х годов молодой писатель Эдуард Успенский, работавший библиотекарем в пионерском лагере. Он проводил книжные вечера и читал младшим отрядам сказки на ночь, а когда они заканчивались, приходилось импровизировать. Так и возникли рассказы о дяде Фёдоре, который жил с котом и собакой в заброшенной деревне. Первоначально дядя Фёдор был взрослым мужчиной и работал лесником.
Сюжеты увлекли не только детей, но и самого автора. В 1972 году Успенский написал сценарий для диафильма под названием "Дядя Фёдор, пёс и кот" (0+), а через два года он выпустил одноимённую повесть. Благодаря совету Бориса Заходера, писатель изменил основной образ героя: вместо взрослого лесника появился шестилетний мальчик, так как детям было интереснее читать о приключениях сверстников. Прозвище дяди Фёдора осталось, также как и некоторые его черты, благодаря чему герой получился весьма практичным и самостоятельным для своего возраста. Образ кота был инсценирован характерами знакомого автора, режиссера Анатолия Тараскина, который отказался дать коту свою фамилию, чтобы избежать карикатурности. В итоге кот стал Матроскиным.
В 1975 году по мотивам повести был создан трехсерийный мультфильм "Дядя Фёдор, пёс и кот", однако его успех оказался скромным. Спустя три года его решили переснять и вновь обратились к Успенскому за новым сценарием. Результат превзошёл все ожидания: мультипликационная трилогия о Простоквашино стала значительно популярнее самой повести.
Образ почтальона Печкина был создан благодаря актёру Борису Новикову, который озвучивал персонажа. Отец дяди Фёдора остался абстрактным героем, соответствующим романтичному образу интеллектуала 70-х годов. Как должен был выглядеть дядя Фёдор, не знали ни режиссёр, ни художники, поэтому его внешний вид оказался компромиссным и не вызывающим симпатий у зрителей.
После выхода мультфильма "Трое из Простоквашино" (0+) началась работа над его продолжением. В 1980 году вышли "Каникулы в Простоквашино" (0+), где новый художник Аркадий Шер переработал образы всех героев, включая дядю Фёдора, что вызвало недовольство Левона Хачатряна, который после этого отказался работать с Поповым и вышел из проекта. Работы над "Зимой в Простоквашино" (0+) проходили уже без него, и для третьей части Шер снова создал новый образ дяди Фёдора. Главные герои, включая Матроскина и Шарика, также претерпели изменения, но именно эти варианты стали особенно популярны у зрителей. Обсуждения о внешности персонажей велись вскользь, тогда как изменения в фигуре мамы породили множество шуток и домыслов, которые остаются актуальными и по сей день.
Необычно, но самой сложной задачей стало создание образа Галчонка. В книге его звали Хватайка, но в мультфильме решили оставить его безымянным. Со своими вариантами Галчонка пришли многие художники, включая Ерыкалова, Хачатряна и Попова, но ни один не удовлетворил режиссера. Он даже обратился за помощью к художнику Леониду Шварцману, автору Чебурашки, но и его работа не подошла. Дошло до того, что всех, кто заходил в мастерскую, просили нарисовать мультяшного птенца, и в итоге из нескольких вариантов в сотрудничестве всей студии был создан образ Галчонка, вобравший в себя лучшие черты от разных авторов.
По материалам: Дом-кино (18+)