Изначально фильм "Ночной дозор" (18+) создавалась другой командой, и сценарий писала Рената Литвинова. Эрнст предложил проект после просмотра "Гладиатрикс" (18+) о женщинах-гладиаторшах. Он обозначил его как "четырехсерийный телевизионный блокбастер". Ему было все равно, что снимать — кино, сериал или рекламу. Он был заинтересован в самом процессе, ведь тогда киноиндустрия только начинала развиваться, а деньги находились в телевидении и рекламе.
В съемках использовали 16-миллиметровую пленку, так как 35 мм была слишком дорогой. Съемки стартовали со сцен, связанных с "Дневным дозором" (18+), так как это совпало с зимним временем. На пятый день продюсеры решают, что снимают полнометражный фильм, а не сериал, и с этого момента перешли на 35 мм. Начальная сцена разговора Фриске с Чадовым стала магией, вокруг которой и построен фильм.
Бюджет был ограничен, и решения приходилось принимать самостоятельно, ориентируясь на имеющиеся ресурсы и время. Режиссер имел возможность много раз дорабатывать сценарий. "Ночной дозор" — итог всего накопленного опыта, представленный в темах и стилистике.
Успех картины обусловлен максимальным контрастом между обыденностью и фэнтезийностью, который использовали в интерьерах и проблемах героев. Такие темы, как одиночество и расставание, действуют на зрителя. Чем обыденнее мир, тем ярче контраст. "Дозоры" не работали бы, если бы действие происходило в прошлом или будущем, ведь зрители могли в них узнать себя.
В начале нулевых не было кинозвезд, но были телезвезды, например, Хабенский, который приобрел популярность благодаря "Убойной силе" (12+). Он стал профессионалом, разрываемым конфликтом ответственности и смелости. Он выглядел не черно-белым. Жизнь подтвердила это.
В конце "Ночного дозора" зрители вместе с Антоном осознают, что добро и зло неоднозначны. Добрые герои не так уж добры, а злым можно сочувствовать. Финал шокирует, заставляя задуматься о том, что такое хорошо, а что плохо. Исходно он задумывался иначе, фильм завершался классическим мидпоинтом без третьего акта: Антон просто бьет Завулона, и это конец. Отрезав финал, любой блокбастер может стать артхаусным, и наоборот.