За последние три года российских покупателей перестал удивлять вопрос кассира в магазине, нужен ли им чек. Его стали задавать с 2022 года, после возникновения временной, но масштабной нехватки кассовой ленты. Налоговые службы тогда официально разрешили продавцам не выдавать покупателям кассовый чек и приостановили штрафы за его невыдачу.
Как обращает внимание юрист, проблем с кассовой лентой давно нет, но покупателям по-прежнему задают вопрос, нужен ли им чек.
Что не так с этим ставшим привычным вопросом?
Разъяснения дала Федеральная налоговая служба. Уже тот факт, что потребителю задают подобный вопрос, является нарушением. И грозит продавцу выбор "выдавать — не выдавать чек" штрафом в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
По закону продавцы обязаны за продажи формировать и выдавать кассовый чек в традиционном бумажном виде и в электронном, направляя его на электронную почту или номер мобильного телефона покупателя (если он их предоставил).
Даже если покупатель сам сказал, что не хочет получать кассовый чек, продавец должен его пробить и положить в легкодоступном для покупателя месте (на прилавок или в специальный лоток для чеков). Далее — выбор покупателя, забрать бумагу или бросить в мусор.
Но и из этого правила есть законное исключение. Кассир может не выдавать бумажный чек покупателю, который еще до расчета назвал электронный адрес или номер телефона, куда и будет направлен электронный чек. Но сам вопрос, выдать ли чек, кассир задавать не должен, чтобы не рисковать быть привлеченным к административной ответственности.