Рациональное расходование топлива особенно актуально при длительных поездках. Один из наиболее популярных способов повышения топливной эффективности — увеличение давления в шинах. Несмотря на простоту, такой метод требует взвешенного подхода и понимания его технической стороны.
Современные шины рассчитаны на эксплуатацию в определённом диапазоне давления, как правило, от 2,0 до 3,0 бар в зависимости от конструкции и размера покрышки. Конкретные параметры устанавливаются автопроизводителем и указываются на кузове автомобиля (например, на крышке бензобака или стойке двери).
При этом водителю предоставляется возможность варьировать давление в зависимости от условий движения и загрузки автомобиля. Умеренное увеличение давления — в пределах технически допустимого — может быть полезным, особенно при движении по ровной и сухой дороге. При этом управляемость остается в пределах нормы, а снижение пятна контакта почти не влияет на сцепные характеристики.
Основной эффект достигается за счёт уменьшения сопротивления качению: повышенное давление снижает деформацию шин, уменьшая внутренние энергетические потери в резине и корде. По заявлениям производителей, каждое увеличение давления на 0,15 бар в рабочем диапазоне может снизить сопротивление качению на 5%. Таким образом, при достижении давления 2,5 бар экономия топлива может достигать 15–17% при стабильном прямолинейном движении.
В реальных условиях, на легковом автомобиле с атмосферным двигателем объёмом 1,6 литра, увеличение давления может обеспечить снижение расхода топлива до 1–1,5 литра на 100 км. Однако этот результат возможен только при умеренных скоростях и благоприятных погодных условиях.
Некоторые производители автомобилей официально рекомендуют увеличивать давление на 0,2–0,3 бар перед поездками по автомагистралям. Особенно это актуально для шин с низким профилем и диаметром от 16 дюймов. Такие покрышки сохраняют стабильную форму даже при повышенном давлении.
Тем не менее, превышение рекомендуемого уровня более чем на 0,3–0,5 бар может привести к ускоренному и неравномерному износу протектора, особенно в центральной части. Это связано с перераспределением нагрузки в пятне контакта, что в долгосрочной перспективе снижает ресурс шин.
Важно понимать, что сопротивление качению — лишь один из факторов, влияющих на расход топлива. Не менее значимо сопротивление воздуха, которое возрастает по экспоненте при увеличении скорости. После 90 км/ч аэродинамическое сопротивление начинает оказывать ощутимое влияние на потребление топлива.
Повышение давления в шинах даёт эффект только при умеренных скоростях. При движении со скоростью 100–120 км/ч этот эффект нивелируется увеличенной аэродинамической нагрузкой. Таким образом, максимальная эффективность достигается при стабильной скорости не выше 90 км/ч, пишет АиФ (16+).