В СССР существовала гибкая система оплаты труда кинематографистов, где размер гонорара зависел от категории фильма и его кассовых сборов. Яркий пример — комедия "Три плюс два" (6+), изначально получившая вторую категорию, но после зрительского успеха переведённая в высшую. Это решение принесло главным актёрам дополнительно по 300 рублей — почти четыре среднемесячные зарплаты того времени (80 рублей).
В 1965 году Леонид Гайдай получил за "Операцию "Ы"" (6+) менее 2400 рублей, но уже за "12 стульев" (12+) его гонорар составил около 8000 рублей. В 1966 году актёры "Кавказской пленницы" заработали:
-
Александр Демьяненко — 5220 рублей
-
Юрий Никулин — 4238 рублей
-
Георгий Вицин — 3389 рублей
-
Евгений Моргунов — 1979 рублей
Юрий Яковлев за роль в "Иване Васильевиче..." (6+) получил 4300 рублей. Это эквивалент 34 средних зарплат. Вячеслав Тихонов за образ Штирлица в "17 мгновениях весны" (18+) 5500 рублей.
Станислав Ростоцкий за две серии "А зори здесь тихие" (12+) получил около 15000 рублей. Сергей Бондарчук за четырёхсерийную эпопею "Война и мир" (12+) — около 30000 рублей, не считая актёрского гонорара за роль Пьера Безухова.
Некоторые артисты получали недвижимость. Леониду Куравлёву государство подарило роскошную квартиру за творческие заслуги.
Гонорары кинозвёзд в 10-50 раз превышали среднюю зарплату по стране, но были скромнее современных стандартов. При этом система учитывала не только популярность, но и художественную ценность работ, а также звания и заслуги деятелей искусства.
По материалам издания РИА Новости (16+).