Исследователи Института образования НИУ ВШЭ представили первые подробные данные о том, как устроена культура заботы о студентах в малых неселективных университетах России. Бывает, что опека переходит в контроль. Об этом рассказывает ИА StolicaMedia со ссылкой на пресс-релиз НИУ ВШЭ.
В 2022–2024 годах специалисты провели полевые исследования в четырех региональных вузах — в Республике Алтай, Алтайском крае, Камчатском крае и Ивановской области. На основе 135 интервью со студентами, преподавателями и администрацией выяснилось, что забота в таких университетах имеет двойственную природу: она одновременно создает атмосферу поддержки и воспроизводит элементы строгого контроля.
Преподаватели знают студентов по именам, интересуются их жизнью и оказывают помощь в учебе и личных вопросах. Но при этом они выполняют и функции надзора: отслеживают посещаемость, следят за порядком в общежитиях, могут звонить родителям и даже устраивать "родительские собрания".
По словам авторов исследования, в условиях отсутствия специализированных служб поддержки именно педагоги берут на себя роль наставников и кураторов. Это во многом связано с педагогическими традициями и гендерной спецификой профессии, так как большинство преподавателей в таких вузах — женщины.
Сами студенты часто сравнивают университет с семьей, а преподавателей — с "вторыми мамами". Такая модель укрепляет доверие и сплоченность сообщества, но при этом продлевает для студентов школьный опыт и ограничивает их самостоятельность.
"Мы показали, что в небольших неселективных университетах забота о студентах — это одновременно и поддержка, и контроль. Эти формы не противоречат друг другу, а создают устойчивую систему отношений, которая во многом держит университетское сообщество вместе", — отметила стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Акунеева.
Эксперт проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ Ксения Романенко подчеркнула, что подобная модель может обеспечивать стабильность, но закрепляет зависимость студентов. По ее словам, сохраняются доверительные отношения и эмоциональная вовлеченность, но наряду с этим имеются и элементы строгого надзора.
Ранее ИА StolicaMedia писало, что двое участников российской сборной на Международной олимпиаде по информатике (IOI 2025) — Петр Лосев и Дарья Грекова — стали студентами программы "Прикладная математика и информатика" факультета компьютерных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". На прошедшем в 2025 году турнире Петр взял золото, а Дарья — серебро.