Цены на бензин продолжают расти, и эксперты объясняют это сочетанием высоких налогов, логистических проблем и напряженной ситуации на оптовом рынке. Ведущий экономист инвестиционной компании Армен Данилин в эксклюзивном комментарии для ИА StolicaMedia рассказал, что рост акцизной нагрузки и разрыв между биржевыми и розничными ценами уже отражается на стоимости топлива, а без мер по увеличению поставок и оптимизации логистики подорожание продолжится. Подробности — в материале ИА StolicaMedia.
Как пишет "Коммерсантъ" (18+), с начала 2025 года розничные цены на автомобильное топливо в России продемонстрировали рекордный рост, увеличившись на 7,2%. Этот показатель более чем в полтора раза превысил уровень общей инфляции, которая составила 4,03% за аналогичный период. Основными драйверами подорожания стали повышение акцизной нагрузки, рост логистических издержек и сохраняющийся дефицит топлива в отдельных регионах страны.
Армен Данилин поделился детальным анализом сложившейся ситуации. По его словам, текущая ценовая динамика обусловлена фундаментальными структурными факторами.
"Около 60-70% конечной стоимости бензина формируется за счет акцизов, НДС и логистических компонентов. С начала года акцизная нагрузка увеличилась опережающими темпами, что неизбежно транслируется в розничные цены, несмотря на все попытки сдерживания", — делится эксперт.
Специалист также обратил внимание на нарастающий дисбаланс между оптовым и розничным сегментами рынка. Например, в августе произошел беспрецедентный рост биржевых котировок — АИ-92 подорожал почти на 7% за месяц. Однако розница демонстрирует более сдержанную динамику благодаря активному вмешательству ФАС. Крупные сетевые операторы вынуждены использовать собственные резервы и долгосрочные контракты для сдерживания цен, но этот ресурс не безграничен, добавил Данилин.
"Давление со стороны оптового рынка продолжает нарастать. При сохранении текущих тенденций мы можем увидеть дополнительный рост розничных цен на 3-5% до конца года. Критически важны экстренные меры по увеличению предложения на бирже и оптимизации логистических маршрутов", — отметил ведущий экономист.
Средняя по России стоимость литра АИ-92 достигла 60,1 рубля, в то время как АИ-95 торгуется на уровне 64,7 рубля за литр. По сравнению с началом августа цены увеличились на 2,7%, однако в годовом выражении рост составляет уже 9,5-10% для различных марок топлива. Особые переживания у эксперта вызывает региональная дифференциация. Наибольший рост цен зафиксирован в регионах с высокой плотностью потребления, включая Московскую область, где дефицит проявляется наиболее остро. При этом независимые АЗС демонстрируют в среднем на два рубля за литр более высокие цены по сравнению с сетевыми заправками вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Сложность ситуации усугубляется существенным разрывом между биржевыми котировками и ценами мелкооптовых поставок. Как отмечают отраслевые источники, стоимость топлива в бензовозах может достигать 90-100 тысяч рублей за тонну против биржевых 71-79 тысяч рублей. Этот разрыв обусловлен логистическими проблемами и ограниченными сроками отгрузки по биржевым сделкам.
В конце августа Российский топливный союз обратился к вице-премьеру Александру Новаку с предложением о переходе к новой системе ценообразования. Вместо привязки к инфляции предлагается использовать композитный индекс, учитывающий акцизы, налоговую нагрузку и реальные логистические издержки. Решение по этому вопросу ожидается до 25 сентября.
ФАС России продолжает активный мониторинг ценовой ситуации на 12 тысячах автозаправочных станций. В ведомстве подтвердили, что в отношении ряда субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, уже рассматриваются вопросы применения антимонопольных мер. Однако, как предупреждают эксперты, излишнее административное давление может привести к обратному эффекту — сокращению числа АЗС в удаленных регионах и дальнейшему усилению дефицита.
Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода, сочетающего краткосрочные меры по стабилизации рынка с долгосрочной стратегией развития нефтеперерабатывающей инфраструктуры и транспортной логистики. От эффективности принимаемых решений будет зависеть не только благосостояние автомобилистов, но и общая инфляционная динамика в стране.
Ранее ИА StolicaMedia писало, что стоимость жилья в Росси выросла в два раза. Причиной тому являются льготные ипотечные программы. Такое заявление сделала глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции.