В 2027 году в столице на месте бывшей монорельсовой дороги появится первый в России круглогодичный парк, расположенный на высоте шести метров. Проект превратит неиспользуемую транспортную инфраструктуру в современное общественное пространство. Об этом сообщает ИА StolicaMedia со ссылкой на Telegram-канал мэра Москвы Сергея Собянин.
Новый парк соединит пять районов столицы, где проживает более 300 тысяч человек. Пешеходный маршрут объединит популярные зеленые зоны: ВДНХ, парк "Останкино", Ботанический сад и Тимирязевский парк. С высоты откроются панорамные виды на город.
В парке создадут комфортную инфраструктуру для отдыха и спорта. Появится беговая дорожка с двусторонним движением длиною в 4 км. Пять бывших станций монорельса преобразуют в двухэтажные павильоны, а два состава сохранят как часть экспозиции.
Монорельс, проработавший более 20 лет, утратил транспортное значение после развития метро, МЦК и наземного транспорта. Новая концепция позволит эффективно использовать уникальную высотную трассу для отдыха москвичей.
Ранее ИА StolicaMedia писало, что систему монорельса в Москве закрыли в 2025 году, поскольку она не оправдала себя как транспорт. Сооружению более 20 лет, и ежегодное обслуживание обходится в 800 млн рублей, при этом постоянных пассажиров почти не осталось.
Систему открыли в 2004 году, и первоначально она позиционировалась как передовой транспорт будущего. Маршрут протянулся от станции "Тимирязевская" до ВДНХ, проходя через Останкино и Телецентр. Первые годы монорельс работал в экскурсионном режиме с остановками для фотографирования, что делало его скорее туристическим аттракционом.
В 2008 году монорельс перевели на обычный транспортный режим без остановок, однако это не помогло увеличить пассажиропоток. Пик популярности пришелся на 2014 год — около 5 млн пассажиров, но после запуска МЦК в 2016 году количество пассажиров сократилось втрое. В 2017 году систему перевели на режим двух составов с интервалом 15-20 минут, что окончательно закрепило ее статус неэффективного транспорта.
Подвижной состав производился компанией "Интерпром" по швейцарской технологии, но эксплуатация показала высокую стоимость обслуживания. Путь требовал регулярной дефектовки, а запасные части приходилось заказывать по индивидуальным проектам. Зимой рельсы часто обледеневали, что приводило к задержкам движения. Данные факторы сделали систему экономически нецелесообразной.
На месте транспортной системы появится парк — такой вариант поддержали 71% участников голосования в "Активном гражданине". Парк площадью 40 тысяч кв. метров станет новой достопримечательностью и свяжет пять районов столицы. Вход будет бесплатным и круглосуточным. Таким образом, устаревшая транспортная инфраструктура получит современное применение как общественное пространство.