14 мая. Принятие нового закона о локализации автомобилей для такси, который вступит в силу в 2026 году, может привести к существенному росту цен на услуги по перевозке пассажиров. Ожидается, что тарифы могут вырасти на 40–60%. Об этом в беседе с ИА StolicaMedia рассказала генеральный директор компании "Автомаркетолог", автоэксперт Татьяна Акимова.
Госдума одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, согласно которому с 1 марта 2026 года в такси будут работать только отечественные или локализованные машины. Документ инициировали сенатор Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенев. Согласно проекту, в регионах будут устанавливаться обязательные критерии локализации для такси.
Как объяснила Татьяна Акимова, нововведение значительно увеличит цены на перевозки. Это связано с тем, что таксопаркам придется обновлять автомобили и больше тратить на их обслуживание. В результате они будут вынуждены использовать отечественные машины, из-за чего их стоимость возрастет. Аренда новых авто для водителей может подорожать на 4-5 тысяч рублей в день, что приведет к повышению цен на поездки для пассажиров.
По словам эксперта, основная цель закона — поддержать отечественное автопроизводство и снизить зависимость от импорта. Принятие документа должно создать рынок для российских автомобилей, что теоретически укрепит экономику. Однако на практике многие таксопарки не смогут обновить машины из-за роста цен, из-за чего сократится их количество. Кроме того, российские авто могут уступать зарубежным по качеству и комфорту. Это повлияет на уровень сервиса и удобство пассажиров.
"Получается, что, несмотря на благие намерения поддержать отечественных производителей, принятие этого закона может сильно повлиять на автомобильный рынок, повысив стоимость такси и ухудшив качество обслуживания", — добавила Акимова.
Следует отметить, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил за отсрочку реализации законопроекта о локализации такси, пишет РБК. Предлагается сдвинуть сроки на год, до осени 2026 года. Это позволит избежать ряда рисков, связанных с законопроектом. Среди них — ограничение выбора автомобилей и возможная потеря самозанятых водителей.
РСПП просит оценить влияние новых требований на самозанятых водителей и индивидуальных предпринимателей, которые составляют значительную часть перевозчиков в России. Многие из них не смогут купить новые машины, соответствующие стандартам локализации. Это может привести к сокращению числа водителей и росту цен на услуги такси. РСПП предупреждает, что уход 100 тысяч таких водителей может поднять цены на пассажирские перевозки на 15%.
Прежде мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что с 2019 года в столице на 4% сократилось число аварий с участием такси. Как подчеркнул градоначальник, за последние 15 лет московские власти полностью легализовали рынок такси. По словам Собянина, столичное правительство уделяет особое внимание качеству услуг и безопасности. Так, уже с 1 марта 2025 года аттестация водителей такси стала обязательной.
Мэр добавил, что с 1 сентября 2023 года службы заказа такси по новому закону несут ответственность перед пассажирами. Они следят, чтобы поездки осуществлялись только квалифицированными водителями.
Ранее ИА StolicaMedia сообщало, что в Госдуме готовят законопроект, который лишит права управлять автомобилем тех, кто мешает машинам скорой помощи. Депутаты хотят ввести штраф для нарушителей размером до 30 тысяч рублей и запретить водить на срок от трех месяцев до двух лет. Это должно остановить безответственных водителей и защитить пациентов.