20 мая. Чтобы избежать мошенничества при планировании отпуска, рекомендуется соблюдать несколько простых правил. Во-первых, не нужно вестись на скидки, если при этом "туроператор" предоставляет необычные схемы оплаты. Во-вторых, важно отслеживать, как ведет бизнес та или иная компания, как часто против нее подаются судебные иски. А также необходимо проверять наличие туроператоров в реестре Минэкономразвития. Об этом рассказал в беседе с корреспондентом ИА StolicaMedia юрист по туризму Эдуард Шалоносов.
Мошенники в рекреационной сфере часто обещают большие скидки на туры — от 15% до 20% дешевле, чем у официальных агентств. Они также могут заключить фиктивный договор с туристами. В таких случаях люди платят за поездку, но бронирование и оплату мошенники не подтверждают. Они забирают деньги и исчезают, предупредило исследование "Газпромбанка".
Эдуард Шалоносов рассказал, что наиболее распространенным вариантом мошенничества является банальное воровство денег при оплате. Явный признак обмана — передача денег в непрозрачной форме. Это могут быть наличные, передаваемые курьерам, или средства в конвертах, когда турагент скрывает свою личность. Следует избегать ситуаций, когда оплата производится через чужие банковские карты или биткоин-кошельки.
"Например, заключая договор с банком, разве банк вам скажет: "Перечислите, пожалуйста, через (конкретный российский банк. — ред.), а мы здесь как-то через узбекистанский банк перечислим. Мы вам обещаем проценты 400 в неделю"? МММ (финансовая пирамида в РФ, организованная Сергеем Мавроди в 1989 году и просуществовавшая до 1994-го. — ред.) в чистом виде", — привел сравнение юрист.
Другая часть мошеннических схем касается юридических аспектов, рассказал эксперт. Когда компания сталкивается с финансовыми трудностями и планирует покинуть рынок, она может попытаться взыскать оплату за свои услуги. В таких случаях важно провести исследование. Как объяснил эксперт, нужно изучить юридические дела компании в интернете. Например, анализируя ресторанный бизнес, можно узнать, сколько заведений было открыто и закрыто. Если прекративших работать заведений намного больше, это может указывать на проблемы в компании. Вместо того чтобы искать отзывы о конкретных продуктах или услугах, лучше изучить судебные дела, связанные с компанией. Если их количество превышает пять-шесть в год, это должно вызвать беспокойство.
Шалоносов подчеркнул, что важно проверять информацию о регистрации фирм. Для этого нужно зайти на сайт Минэкономразвития и сверить данные компании в реестрах операторов и турагентов. Если информация отсутствует в обоих, это должно вызвать подозрения. Оплачивая услуги, вы рискуете потерять деньги.
Ранее сообщалось, что Национальный совет финансового рынка предложил разделить ответственность за ущерб от телефонных мошенников между банками и операторами связи. Идея заключается в том, получила ли кредитная организация предупреждение о подозрительном номере. В этом случае она должна вернуть деньги клиенту. Если банк не получил сигнал, то ответственность ложится на оператора связи. Инициативу уже направлена в Минцифры России. Предлагается начать внедрение системы с крупнейших игроков на рынке связи.
Правозащитница и эксперт по мошенничеству Екатерина Дуб рассказала в беседе с ИА StolicaMedia, что считает эту инициативу обоснованной. По ее словам, перекладывать всю ответственность на операторов связи было бы неправильно. В таком случае, уверена эксперт, люди перестанут проявлять бдительность.
Также ИА StolicaMedia писало, что треть обращений в страховую компанию в майские праздники поступила от туристов. Исследование данных за период с 1 по 11 мая показало: 32% всех заявлений касались полисов для них. Чаще всего причиной обращений становилась задержка рейса, с которой столкнулись 75% клиентов.