В эти дни в России активно обсуждают возможное возвращение иностранных брендов. По оценкам аналитиков, в 2025 году в страну могут вернуться не менее 350 иностранных компаний, ранее занимавших ведущие позиции в своих сегментах. Финансовый аналитик, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов в беседе с ИА StolicaMedia прокомментировал, насколько реалистичен такой сценарий в условиях, когда освободившиеся после ухода западных брендов ниши уже заняли отечественные производители.
По данным исследования маркетинговой платформы Kokoc Group, в 2025 году на российский рынок могут вернуться до 350 иностранных компаний, ушедших в 2022 году. Директор по стратегии Kokoc Group Роман Казыханов отметил, что вместе с этим ожидается рост маркетинговых расходов, которые ранее сократились почти вдвое из-за ухода крупных брендов.
В то же время некоторые эксперты считают, что западные бренды не вернутся в Россию на прежних условиях, поскольку определенные ниши уже заняты отечественными производителями. В частности, политолог Евгений Михайлов заявил, что российским компаниям предоставили возможность для развития, и теперь возвращение иностранных брендов на уже заполненный рынок может нанести ущерб национальной экономике и интересам страны.
Кроме этого, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее заявлял, иностранные бренды могут рассчитывать на возращению в страну, но только на "конкуретной основе". При этом сами компании, которые покинул Россию после 2022 года, пока не делали никаких официальных заявлений.
Своеобразный камбэк могут сделать южнокорейские компании Samsung и LG, а также Hyundai. В то же время Союз торговых центров обратился к компаниям Uniqlo, H&M и Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear) с предложением опять открыть магазины. Об их реакции пока ничего не известно.
Финансовый аналитик Сергей Хестанов рассказал в беседе с корреспондентом ИА StolicaMedia, что пока оценить вероятность возвращения западных компаний на российский рынок сложно, так как ситуация во многом определяется геополитическими факторами и исходом переговоров между Россией и США. При этом эксперт допустил, что даже небольшое потепление в международных отношениях может ускорить процесс возвращения брендов.
"Однако политика остается непредсказуемой, поэтому делать точные прогнозы затруднительно. При этом надо понимать, что в этом вопросе каждая страна будет принимать решения самостоятельно: одни могут запретить возвращение брендов, другие займут нейтральную позицию. Подход к этому вопросу в странах, где зарегистрированы западные компании, может существенно различаться", — сказал Сергей Хестанов.
По словам эксперта, западные бренды понимают, что Россия остается крупным рынком с высоким потребительским спросом и большим числом потенциальных клиентов, что делает ее привлекательной для бизнеса. И, несмотря на то что отечественные компании уже заняли ниши ушедших брендов, известные западные марки по-прежнему могут вернуть свои позиции.
В качестве примера он привел автомобильный рынок, где европейские бренды вытеснил китайский автопром. По его словам, россияне выбирают китайские автомобили в первую очередь из-за ограниченного ассортимента, однако при возвращении мировых производителей многие предпочтут переплатить за машины известных марок.
"Это касается, в том числе, электроники. Китайские компании успешно выпускают бюджетные смартфоны, но большинство покупателей все же выбирают устройства крупных западных брендов. Однако это не означает, что спрос на китайские товары в России упадет. В эконом-сегменте китайские бренды останутся конкурентоспособными", — заключил Сергей Хестанов.