В последние годы российский кинопрокат сталкивается с серьезными вызовами, усугубленными последствиями пандемии и ростом популярности стриминговых сервисов. Спад интереса зрителей к походам в кинотеатры выявил глубокие проблемы отечественной киноиндустрии, и все чаще эксперты говорят о том, что кризис кинопроката неразрывно связан с упадком качества российского кино. Кинокритик Екатерина Комарова рассказала корр. ИА StolicaMedia о кризисе кинотеатров в России.
Согласно данным издания "Первый региональный", приводящего статистику по Ивановской области, сборы кинотеатров в феврале 2025 года стали на 25% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество зрителей сократилось на 38,5%, а средняя цена билета возросла на 21%.
Лидером проката, согласно данным портала "Кинопоиск" (18+), стала картина "Пророк. История Александра Пушкина" (16+), собравшая 1,5 млрд рублей, несмотря на звездный актерский состав. Остальные фильмы не смогли привлечь внимание аудитории. Кинотеатры, которые ранее полагались на голливудские блокбастеры, оказались в сложной ситуации из-за ограничений на прокат западных фильмов. Эксперты подчеркивают необходимость поддержки молодых режиссеров и развития авторского кино для возрождения интереса к российскому кинопрокату и предотвращения дальнейшего упадка.
Кинокритик Екатерина Комарова видит причины упадка в отсутствии качественного кино. По ее словам на хорошие фильмы в России редко выделяют средства, а показ иностранного кино ограничен в связи с санкциями.
"В России бюджетные деньги на кино выделяют кому попало. Вот недавно один такой режиссер попал в скандал, рассказывая, как ненавидит Тарковского. Людей ведь не обманешь, они не пойдут смотреть все подряд. А хорошее кино выходит редко и является исключением. Интерес к кино при этом у людей не пропал, но они лучше дома посмотрят что-то качественное, в том числе отечественное, чем пойдут в кинотеатр на очередной проходняк", — делится своим мнением о кризисе эксперт.
Кроме того, по ее словам, люди привыкли к просмотру кино в домашней обстановке еще в "ковидные" времена. С уходом западного кино из России все больше людей выбирают домашний просмотр.
"Ковидные ограничения также повлияли на замыкание зрителя в пределах одного домашнего экрана. В 2022-ом году зарубежные компании-мейджоры приостановили поставку блокбастеров, больших коммерческих фильмов в Россию, что вынудило весомую долю из них закрыться — спасаются только параллельным импортом", — сообщает кинокритик.
При этом эксперт не считает, что когда-либо кинотеатры вымрут полностью. По ее мнению, всегда будет определенное количество людей, которое выберет поход в кино, а не домашние посиделки перед экраном компьютера или телевизора.
"Та часть аудитории, которая ранее ценила процесс взаимодействия с фильмом посредством большого экрана, продолжает ходить в кинотеатры. Премьеры даже камерного авторского российского кино в Москве и других крупных городах проходят с полными залами. Все, кто заинтересован в качественном смотрении фильма, всегда будут выбирать экран кинотеатра. При всех ограничениях недопустимо говорить о смерти кинотеатрального проката. Уверена, он просуществует ещё долгие годы, пока будут живы все те, кто выбирает глубокое погружение в фильм", — делится оптимизмом Комарова.