В Министерстве иностранных дел России отметили, что многие на Западе ошибочно полагали, что страна не выдержит санкционного давления, и теперь иностранные компании проявляют интерес к легкому возвращению на российский рынок. Об этом заявил глава департамента международных организаций МИДа Кирилл Логвинов в интервью ТАСС. Бизнес-аналитик Максим Чанин рассказал корр. ИА StolicaMedia, возвращения каких компаний следует ожидать в первую очередь.
"Давайте говорить прямо: во-первых, многие на Западе были искренне уверены в том, что Россия в первые же месяцы специальной военной операции не выдержит санкционного давления. Они думали, что страна попросит европейский бизнес вернуться на его условиях. Во-вторых, европейцы продолжают рассуждать так, как будто Россия быстро забудет и простит", — подчеркнул Логвинов.
Он также отметил, что российская сторона не выгоняла западные компании с рынка: "Это были решения самих западных компаний". Логвинов выразил надежду, что память о "бегстве европейцев" не будет стерта.
По словам Максима Чанина, первыми на российский рынок могут вернуться крупные американские бренды. Их возвращение будет являться частью геополитической разрядки в отношениях России и США.
"В числе первых могут начать свою деятельность в России американские компании, такие как PepsiCo, Coca-Cola, Apple, а также платёжные системы Visa и MasterCard. Этому способствуют несколько причин: изменение геополитической ситуации, возможное смягчение санкций или улучшение отношений с США, охранение привлекательности российского рынка для международных брендов и, как следствие, сохранение потребительского спроса", — сообщает эксперт.
Кроме того, он предположил, что в скором времени на рынок, возможно, вернутся азиатские бренды, особенно корейские и японские, так как они в меньшей степени зависят от политических решений Запада.
По словам эксперта, даже если санкции ЕС против России не будут сняты, компании из Южной Кореи уже активно готовятся к возвращению.
При этом главной проблемой для возвращения компаний в Россию Чанин считает санкции и высокую конкуренцию с российскими фирмами в условиях протекционистской политики Кремля.
"Санкции, которые пока не отменены, могут стать преградой для возвращения западных фирм. Они ограничивают доступ к международным финансовым системам, включая SWIFT, что усложняет проведение расчетов. Также они могут ограничивать поставки важных компонентов и технологий. Конкуренция — еще одна проблема. Российские бренды уже заняли свободные ниши на рынке. Их товары по качеству не уступают иностранным аналогам, но часто стоят дешевле", — сообщает аналитик.
Напомним, что ранее 26 марта в ходе отчета о работе правительства в Госдуме премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о возможности возвращения западных компаний на российский рынок. По словам Мишустина, решения о возвращении каждой компании будут приниматься индивидуально специальной комиссией.