Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободской, вдохновившись серией статей о контрабандистах, разработали сценарий фильма. В одной из статей фигурировала оригинальная схема переправки — швейцарские контрабандисты прятали золото под гипсом на руке. Исходя из этой идеи, сценаристы создали историю о Семёне Семёновиче, который в ходе заграничного тура по недоразумению оказывается в эпицентре контрабандной схемы. В то время как закон большей частью сосредоточивался на предотвращении вывоза драгоценностей из СССР, для создания комедийного эффекта золото и бриллианты решили вводить контрабандой.
Драматурги уже имели опыт работы с Леонидом Гайдаем над фильмами "Операция Ы" (6+) и "Кавказская пленница" (6+), поэтому они сразу писали сценарий с прицелом на его стиль. Сам Гайдай не только стал режиссёром, но и соавтором сценария, что добавило проекту особой динамики. Роль Горбункова изначально была написана с прицелом на Юрия Никулина, которому, к слову, идея тайного ввоза также показалась весьма любопытной. В фильме снялась и семья Никулина: его жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в небольшом эпизоде.
Руководство "Мосфильма" сценарий одобрило, но потребовало внести несколько ключевых изменений. Необходимо было усилить присутствие милиции в сюжете, исключить сцену с поздравлениями Шефа от пионеров, сократить бытовые моменты, убрать политически окрашенные фразы и некоторые сцены с управдомом. Также рекомендовалось взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина, но Гайдай отклонил эту рекомендацию, опасаясь, что зрители начнут ожидать появления Евгения Моргунова.
Андрей Миронов сам проявил интерес к роли Геши Козодоева, так как персонаж напоминал ему свою недавно сыгранную роль Фигаро в театре. До Миронова на пробах побывали такие актёры, как Валерий Носик, Михаил Пуговкин и Рудольф Рудин, но никто не понравился режиссёру. Когда на пробах появился Миронов, он полностью перевоплотил образ Геши. Однако на съемках у актёра возникли не самые лучшие отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены пересекались редко, но оба старались избегать общения. Мордюкова с пренебрежением называла Миронова "маменькиным сынком", а он в ответ указывал на её ошибки в ходе съемок.
Иностранная речь, созданная контрабандистами и легкодоступной девушкой, представляла собой тарабарщину, разработанную Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово "мордюк" было адресовано Нонне Мордюковой, а фраза "березина команит" посвящалась супруге Каневского Анне Березиной. Девушку легкого поведения, чья фраза "цигель-цигель ай-лю-лю" осталась в памяти зрителей, сыграла Виктория Островская. Будучи диспетчером автобазы, она на тот момент не думала о карьере в кино, но привлекла внимание помощницы режиссёра своей эффектной внешностью, и её пригласили на маленькую роль. В итоге Островская снялась всего в нескольких фильмах и больше не возвращалась на экран.
Сцена с рыбалкой была снята на скале Киселёва, расположенной недалеко от Туапсе. Вода уже успела остыть, а съемки затянулись. Анатолию Папанову приходилось долго сидеть в холодной воде, и когда оператор по ошибке испортил следующий дубль, Папанов, выбравшись из воды, выразил своё недовольство громким криком: "Идиот!". Это шутливое высказывание, случайно запечатлённое на камеру, произвело впечатление на Гайдая, который решил вставить этот эпизод в финальный монтаж.
В тот же момент, когда сцена с рыбалкой снималась, в кадр неожиданно вплыл спасательный катер. Это произошло из-за того, что крики о помощи героя Андрея Миронова были слышны довольно далеко, так как звуки по водной глади распространялись очень хорошо.
Успех, который был у "Бриллиантовой руки" (6+), можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики, и прокатчики. Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек! Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах многих зрителей. "Бриллиантовая рука" вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката.
По материалам: Миркино (6+)