Периодическая проверка и замена свечей зажигания — важная часть технического обслуживания автомобиля. Однако при выполнении этой процедуры существует риск допустить серьёзную ошибку, способную ускорить износ поршневой группы двигателя. Особенно актуальна эта проблема для современных силовых агрегатов с вертикальным расположением свечей в головке блока цилиндров, что характерно для большинства 16-клапанных двигателей.
На практике часто встречается ситуация, когда в районе свечных колодцев накапливаются пыль, грязь и песок. Это особенно характерно для двигателей, эксплуатация которых происходит в условиях отсутствия регулярной очистки подкапотного пространства. После снятия декоративной крышки и катушек зажигания в зоне свечей можно обнаружить значительное количество загрязнений. При этом многие автомобилисты не придают этому значения и продолжают замену свечей, не очищая зону вокруг.
В результате при выкручивании свечей загрязнения легко осыпаются внутрь колодцев и далее — в камеру сгорания. Даже небольшое количество песка может спровоцировать серьёзные последствия.
Температура в камере сгорания двигателя в рабочем режиме достигает 1500–2000 °C. При таких условиях песчинки могут частично плавиться и образовывать твёрдые отложения на поверхности поршня и стенках цилиндров. Это способствует образованию нагаров и ускоряет износ как компрессионных, так и маслосъёмных колец. В долгосрочной перспективе присутствие абразивных частиц внутри цилиндров приводит к снижению компрессии, повышенному расходу масла и уменьшению ресурса двигателя.
Популярное мнение о том, что все загрязнения "выгорают" или "вылетают через клапаны", не подтверждается практикой. Осмотр двигателя с помощью эндоскопа часто показывает наличие песка и отложений даже после нескольких циклов работы двигателя.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо соблюдать простые, но важные правила при замене свечей зажигания:
-
Очистка зоны свечных колодцев — перед снятием катушек и выкручиванием свечей необходимо тщательно удалить пыль и грязь с поверхности клапанной крышки и вокруг колодцев. Это можно сделать с помощью сжатого воздуха или мягкой кисти.
-
Поддержание чистоты двигателя — регулярная и грамотная мойка двигателя позволяет предотвратить накопление загрязнений в труднодоступных местах. При этом важно избегать попадания воды в электрические соединения и воздухозаборные каналы.
-
Использование диагностического оборудования — после замены свечей рекомендуется использовать эндоскоп для визуального контроля состояния камеры сгорания, особенно при подозрении на попадание инородных частиц.
По материалам дзен-канала "АВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU)" (12+).