Зарядка аккумулятора автомобиля — важная процедура, особенно перед наступлением холодного сезона. Оптимальный способ — это физически снять аккумулятор с автомобиля, отключить клеммы, зарядить батарею отдельно, произвести необходимые профилактические работы (очистку, долив дистиллированной воды) и только после этого устанавливать аккумулятор обратно. Такой подход помогает продлить срок службы батареи и снизить риск повреждений.
Однако на практике многие водители предпочитают заряжать аккумулятор прямо на автомобиле, не снимая клеммы и не отключая его от бортовой системы. Часто причиной становится неудобство или отсутствие зарядного устройства. При этом в сети встречается мнение, что такая процедура опасна и может привести к выходу из строя генератора, стартера, проводки или электронного блока управления (ЭБУ). Рассмотрим, насколько это соответствует действительности.
Устройство электрической системы автомобиля
Даже при выключенном двигателе и зажигании аккумулятор продолжает питать различные узлы автомобиля. Он подает напряжение на стартер, генератор и бортовую электронику, включая ЭБУ. После остановки двигателя напряжение на аккумуляторе стабилизируется примерно на уровне 12,7 В — это считается полной зарядкой батареи. Если аккумулятор изношен, напряжение может быть ниже, например, 12,4–12,5 В.
При работающем двигателе генератор поддерживает заряд аккумулятора, выдавая напряжение порядка 14,4 В. В современных автомобилях напряжение генератора может изменяться в диапазоне примерно от 13,8 до 15,2 В в зависимости от состояния батареи и нагрузки на бортовую сеть. Электроника автомобиля рассчитана на длительное выдерживание напряжений до 18–20 В.
Зарядка аккумулятора без снятия клемм
При подключении зарядного устройства к аккумулятору, не отключая его от автомобиля, происходит подача напряжения, аналогичного работе генератора — обычно около 14,4 В. Ток зарядного устройства, как правило, значительно меньше тока генератора — чаще всего до 4–6 Ампер, что является сравнительно безопасным уровнем.
В этом случае электросистема автомобиля не испытывает перегрузок, так как компоненты рассчитаны на такие напряжения. Зарядка аккумулятора происходит нормально, а риск повреждения проводки, генератора, стартера или ЭБУ минимален.
Когда возможны риски
Риски появляются при использовании профессиональных зарядных устройств, позволяющих вручную задавать высокие напряжения и большие токи, вплоть до 18 В и выше. Если такие настройки применяются без отключения аккумулятора от бортовой сети, особенно на старых автомобилях с менее устойчивой электроникой, возможно повреждение компонентов.
Также категорически не рекомендуется подключать зарядное устройство к аккумулятору на заведенном двигателе, так как это создаст конфликт с генератором и может привести к повреждению электроники.
Практические рекомендации
-
Зарядка аккумулятора на автомобиле без снятия клемм возможна и безопасна при использовании стандартных любительских зарядных устройств с автоматическим контролем напряжения и тока.
-
Для профессиональных зарядников необходимо строго соблюдать рекомендации производителя и не превышать допустимые параметры.
-
Никогда не подключайте зарядное устройство при работающем двигателе.
-
Если аккумулятор расположен в труднодоступных местах (например, под сиденьем или в багажнике), многие автомобили оснащены специальными контактными площадками для зарядки без снятия батареи.
По материалам дзен-канала "АВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU)" (12+).