В последнее время аферисты часто используют школу в качестве предлога для реализации своих злодеяний. К банальному “я звоню из службы безопасности банка” россияне уже привыкли и знают, как реагировать. Поэтому они выдумывают для себя все новые роли. Злоумышленники совершенно под разными предлогами могут выманивать из россиян данные СНИЛС и паспорта. Одна из таких схем начинает набирать обороты в России. Как уберечь себя и своих близких рассказала в беседе с корреспондентом ИА StolicaMedia правозащитница и эксперт по борьбе с мошенничеством Екатерина Дуб.
Специалисты обнаружили новую мошенническую схему. Злоумышленники, выдавая себя за школьных психологов, пытаются получить доступ к личным данным и банковским счетам родителей. Они используют предлог "обязательного психологического тестирования" или "формирования характеристики" для итоговой аттестации, чтобы срочно собрать информацию. Злоумышленники могут запрашивать паспортные данные и номер СНИЛС. Они также могут попросить жертву установить на смартфон "тестовое приложение", которое откроет доступ к устройству.
По словам Екатерины Дуб, россияне уже привыкли к звонкам из "службы безопасности банка". Даже пожилые люди уже в курсе, что это мошенники, при звонке которых нужно просто повесить трубку. Поэтому преступники вынуждены придумывать себе новые личины.
Школьный психолог или, например, заместитель завуча ребенка, по словам правозащитницы, идеально подходят для этой цели. Учителей и директора обычно знают по именам и даже голосу, если не родители, то хотя бы сами школьники. А вот с другими должностными лицами они могут не сталкиваться, но поверить на слово.
Специалист рассказала, что в последнее время в принципе сильно увеличилось количество ролей, которые "примеряют" мошенники: работники Социального фонда, врачи, учителя, сотрудники ФСБ, электрики, ремонтники домофонов и прочие. От лица их всех чаще всего звонят аферисты, поэтому лучше в принципе не брать трубку при звонке с незнакомого номера.
"Они придумывают все новые образы, постоянно вживаются в новые роли, Но там очень большая текучка в колл-центрах, туда уже кого только не берут. Уже чуть ли не бомжей с улицы туда берут, которые очень плохо и с сильным украинским акцентом разговаривают", — добавила Дуб.
Ранее сообщалось, что в России набирает популярность еще одна схема мошенничества с письмами из МФЦ. Сначала злоумышленники звонят и представляются сотрудниками МФЦ. Они сообщают, что на имя жертвы пришло важное письмо. Чтобы его получить, нужно назвать код из SMS. В МВД подчеркнули, что настоящие правоохранители никогда не просят сообщать такие данные.
Также ИА StolicaMedia писало, что злоумышленники начали обманывать россиян, представляясь сотрудниками социологических служб. Их цель — записать голоса людей для создания дипфейков. Мошенники стараются удержать собеседника на линии как можно дольше, потому что для качественного клонирования голоса достаточно всего 20 секунд записи с различными интонациями и без посторонних шумов. Длина записи напрямую влияет на качество подделки.