С нового учебного года в российских школах ожидаются изменения в учебной программе. Министерство просвещения РФ решило ограничить максимальный объем домашних заданий для учеников начальных классов, а также контрольных и проверочных работ для всех учащихся. ИА StolicaMedia выяснило мнение педагогов и психологов о нововведениях.
Согласно новым требованиям, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 года, первоклассники не должны тратить на выполнение домашней работы больше часа. Дальше такие параметры набирают обороты. Для учеников вторых и третьих косссов должен быть такой объем заданий, чтобы они не тратили больше 1,5 часа на их выполнение что касается четвероклассников, то там временные рамки ограничиваются двумя часами.
Кроме того, вводятся ограничения на количество проверочных работ для всех школьников. Ранее закон устанавливал лишь максимальное количество контрольных — не более одной в день. Теперь же их объем не должен превышать 10% от общего учебного времени по предмету.
Учительница младших классов в Люберцах Анна Фогель объяснила корреспонденту ИА StolicaMedia, что преподаватели вынуждены ориентироваться на уровень среднего ученика. Ограничения по времени на выполнение домашнего задания могут быть неэффективными, так как отличники справятся с ним за 15 минут, а отстающим может потребоваться до двух часов.
При этом учительница объяснила: чтобы сократить время выполнения домашней работы, необходимо задавать только то, что уже было пройдено в классе. Например, если в классе разбирали имена существительные, младшеклассникам нельзя задавать по аналогии разобрать прилагательные. Они к этому еще не способны.
Говоря об ограничении количества контрольных, учитель истории из подмосковной школы Илья рассказал о том, что 10% времени для них достаточно. По его мнению, если сделать больше — не будет хватать уроков для самого обучения. Также, как рассказал Шишляков, кроме контрольных существует еще проверка домашнего задания и тесты с самостоятельными работами.
"Да, контрольные в электронном журнале оцениваются с большим коэффициентом, но тесты зато можно проводить ни с кем не согласовывая, отнимая под них только небольшую часть урока", — добавил историк.
Детский психолог Светлана Смирнова в ходе общения с корреспондентом StolicaMedia объяснила, что на проблему слишком большой нагрузки необходимо смотреть под двумя разными углами. С одной стороны, играет роль необходимость не подвергать ребенка излишнему стрессу. С другой — нужно, чтобы он усваивал материал.
Она объяснила, что многим школьникам в принципе сложно выполнять домашние задания. Проблемы возникают не только с самим процессом, но и с количеством заданий, которые дают учителя. Поэтому введение ограничения на время выполнения "домашки" вызывает вопросы. Непонятно, как оно будет определяться. Однако сама идея ввести ограничения, по ее мнению, неплохая.
С другой стороны, по словам специалиста, краткосрочная память играет значимую роль в обучении. Человек запоминает информацию на уроке, но для ее закрепления нужно повторить материал в течение примерно семи часов. Именно поэтому домашние задания и необходимы — они помогают закрепить изученное.
"Закреплять материал надо, но если закреплять его по всем направлениям, по всем урокам, то получается, что довольно большой объем, и это вызывает сопротивление детей и стресс для них", — заключила психолог.
До этого рассказывалось, что с 1 сентября 2025 года учащиеся 5-9 классов российских школ перейдут на обучение по новым единым учебникам отечественной и всемирной истории. Ключевой особенностью новых учебников станет подход к подаче исторического материала. Авторы сосредоточились на роли личности в ключевых событиях прошлого. Это поможет ученикам лучше понять механизмы исторического развития.
Ранее ИА StolicaMedia сообщало, что в российских школах появится новый обязательный предмет — "Духовно-нравственная культура России". Его начнут преподавать с 2026 года в 5–7 классах.