Авто полностью сгорело на западе Москвы
Читать
В Ozon прокомментировали масштабный коллапс на складах
Читать
На Москву надвигается мощный ливень и сильный ветер
Читать
Назван новый график выхода на пенсию до 2028 года - таблица по году рождения
Читать
Пенсионные баллы отменяются — с 20 августа новое решение: важен доход и еще 2 пункта
Читать
Просто перестала включать 1 вещь, и за июль получила счет за свет на 40% меньше
Читать
Московское метро
Фото: ИА StolicaMedia

Общественный термос: почему москвичи ездят в духоте при "включенном" кондиционере

В Москву пришло долгожданное лето — температура возросла до пометки больше +30°С. На фоне жары столичные власти в общественном транспорте включили кондиционеры, чтобы обеспечить комфортные поездки пассажирам. Однако горожане не согласны с этим. Они жалуются на духоту в вагонах метро, автобусах и трамваях, особенно в часы пик. Кондиционеры либо не работают вовсе, либо не справляются с температурой за +30°C. Многие отмечают, что поездка превращается в настоящее испытание — воздух в салонах тяжелый. В ситуации попыталось разобраться ИА StolicaMedia.

Жара накрыла Москву

В середине второго месяца лета Москва буквально погрузилась в знойную жару. Температура в столице била климатические рекорды один за другим. Так, ночь с 8 на 9 июля оказалась самой теплой с 1986 года. Тогда температура достигла +19,3°C. Другой рекорд зафиксировали в четверг, 10 июля. В этот день москвичи жарились под 33,7°C. В 1996 году фиксировалась температура на отметке +33,4°C. 

В пятницу, 11 июля, столбики термометра поднялись до +36°С. О жаркой погоде тогда начали предупреждать еще утром. По данным синоптика, при достижении температуры до +36°С установился новый рекорд. Пока похожая погода была в 1996 году, когда фиксировалось +35,6°С.

Суббота, 12 июля, начиналась, как и любой другой день на этой неделе, — 30-градусная жара, солнце и пекло. Температура даже побила рекорд 122-летней давности. Так, в 1903 году она составляла +34,5°C, а вот на минувших выходных поднялась до +34,6°C. Как отметил научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд, такая температура характеризуется уже как экстремальная. 

На фоне такой жары в субботу прошлись ливни с грозой и даже градом. Непогода накрыла столицу и Подмосковье во второй половине дня. Из-за непогоды в Москве сорвало крышу одного из зданий. Также ливень затопил улицы на Патриарших прудах. Машины были вынуждены плыть. 

1 / 2

В воскресенье, 13 июля, жителям Москвы и области пообещали температуру до +34°C. Вместе с тем в прогнозе говорилось про кратковременные грозовые ливни. Они шли неделю, был ураган. Из-за обрушившейся стихии москвичей даже предупреждали о локальных задержках наземного транспорта. Дело в том, что в некоторых районах столицы были затоплены улицы. Например, на Лобненской улице подтопило жилой комплекс "Дмитровский парк". Залило подземную парковку. Стоящие на улице машины почти полностью накрыло водой. А в районе метро "Верхние Лихоборы" перекрыли движение из-за стихии. И это на фоне температуры до +30°C.

Дожди продолжились и в понедельник, 21 июля. Тогда температура составила +22°С…+24°С. А ливень начался еще ночью и продолжался примерно до 15.00 по мск. Только за темное время суток и утро выпало больше половины июльской нормы осадков. Тот день оказался самым дождливым за последние 146 лет.

Погода позволила москвичам отдохнуть от дождя до пяти часов. После этого в столицу и область пришла следующая порция дождей. До самого вечера в городе действовал "желтый" уровень опасности. Дожди продолжились и 22 июля. Затопило в том числе станции метро "Багратионовская" и торговый центр "Кунцево Плаза". Дептранс предупреждал о возможных локальных задержках наземного транспорта из-за непогоды. В среду, 23 июля, в Москве был объявлен "желтый" уровень опасности. 

Ливни остудили москвичей, но из-за них в городе повышенная влажность. Духота продолжала быть в столице, в том числе и в общественном транспорте.

Вентиляция включена — так власти говорят

В Московском метрополитене заявили, что перевели кондиционеры в общественном транспорте и тоннельную вентиляцию на летний режим. Были сняты шесть тысяч вторых вестибюльных дверей, оснащены навесами большинство станций МЦД от солнца и осадков. Как отмечается, была проделана "большая работа", чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно в поездках. Также все поезда "Иволга" и ЭП2Д, а еще более 500 современных трамваев оснащены современными системами климат-контроля.

Вместе с тем москвичам стали раздавать бесплатно питьевую воду на вокзалах в 30-градусную жару. Дептранс заботится о том, чтобы каждая поездка людей начиналась с простых, но нужных вещей, отметили власти.

Москвичи в ярости

Несмотря на слова властей про включенные кондиционеры, горожане требуют дать больше воздуха. В частности, москвичи жалуются, что приходится ездить в автобусах с закрытыми окнами и неработающим климатическим оборудованием. Вот такие сообщения люди писали в комментариях группы в "ВКонтакте" "Московский наземный транспорт":

"Транспорт улучшаете, а в самый пик жары, при уличной температуре +33°C кондиционеры в автобусах маршрутов 994 и 928 вообще не работают! От слова полностью не работают!!! Окна тоже закупорены! +40°C в автобусе — это нормально?" — написала москвичка.

"Автобусы ходят как хотят, кондиционеры не работают", — добавил другой пользователь.

"Господа управляющие, на улице +30°C, в салоне электробуса +40°C! Вчера проехала два раза и сегодня уже два, и ни в одном электробусе (не работает кондиционер — ред.). По словам водителей, "сломан кондиционер". У меня вопрос: почему вы выпускаете на линию неисправные машины, и почему люди должны задыхаться от духоты в час пик!?"— написала другая пользовательница.

Пресс-служба департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

Электробус. Фото: Пресс-служба департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

"На 72 маршруте не работал кондиционер! На улице +35°С — в салоне крематорий", — добавил комментатор. 

Аналогичная ситуация и в подземном транспорте. Пользователи жалуются на температуру в комментариях под постами сообщества "Московское метро"

"Московское метро, что у вас с кондиционерами в поездах? Четвертый поезд "Москва" и не работает кондей! Про поезда "Ока" на КРЛ вообще молчу, там кондиционеры напрочь отсутствуют! Хоть окна все откройте в поездах!!!" — пожаловался один из москвичей. 

"Поезд 37074, Сурпуховско-Темирязевская линия, отсутствие кондиционера в 30 градусов!!! Окна не помогают", — поделился другой комментатор.

"Калужско-Рижская — даже намёка на кондиционер нет", — заметил пользователь.

"У меня ребёнок от духоты упала в метро. И где там обещанная вода?" — написала обеспокоенная москвичка.

"В метро не жарко, в метро очень жарко, душно. Серая ветка вся душная, ни один кондиционер не работает", — добавил пользователь.

"Внешний вид изменили, а как была духота в вагонах, так и осталась. Как из бани выходишь. Сервис "супер", — написал еще один комментатор.

На жалобы москвичей в группах отвечают, что свои недовольства можно отправить через специальную форму. Однако сообщения от горожан продолжают поступать в комментариях. 

А тем временем ситуация актуальности не теряет — жара продолжает бить по москвичам. В одном из столичных автобусах температура достигла 39°С. Такая ситуация наблюдалась на прошлой неделе. В один из дней пассажиров другого автобуса и вовсе высадили из-за жары. Водитель сослался на температуру в салоне в 26°С. При ней, по словам мужчины, ехать нельзя. Таким образом, встает вопрос: неужели и правда нельзя сделать больше охлаждение, чтобы пассажирам и в самом деле было комфортно ехать? Так власти уменьшат количество жалоб в свою сторону и выполнят свои же слова о заботе. 

Что говорят в Дептрансе

ИА StolicaMedia направило обращение в Дептранс, чтобы подробнее узнать про ситуацию с кондиционерами в общественном транспорте. Там рассказали следующее: 

"В соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 31.01.2017 № НА-19-р, температура в салонах транспортных средств наземного городского пассажирского транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, определена в пределах не менее 12ºС и не более 25ºС".

В сообществах горожанам отправляют одну и ту же отписку на жалобы: "Если в вагоне слишком жарко, пожалуйста, сообщите об этом через специальную форму. Работу климатического оборудования проверят специалисты". В случае с наземным транспортом еще просят запоминать бортовые номера. Но вряд ли люди запоминают и вообще даже смотрят на них... Справедливости ради следует отметить, что сообщества в соцсетях действительно не могут напрямую повлиять на ситуацию в том или ином транспорте.

Есть ли шанс на воздух или Москва поту не верит?

Инженер Научно-образовательного центра "Независимые комплексные транспортные исследования" Российского университета транспорта (МИИТ) Павел Красильников в беседе с ИА StolicaMedia прокомментировал ситуацию с вентиляцией в общественном транспорте. Он согласился рассказать о ситуации в целом. При этом Красильников отметил, что является экспертом в сфере транспорта, а не в области вентиляции и кондиционирования. В частности, его компетенции связаны с тем, чтобы заказать "правильное" транспортное средство с оборудованием нужной комплектации. 

Итак, отвечая на вопрос, можно ли урегулировать проблему с отсутствием воздуха в транспорте при "включенных" кондиционерах, Красильников подчеркнул: есть три проблемы. Каждую из них он объяснил. 

Проблема 1: отсутствие кондиционеров в транспортных средствах. 

Эксперт обратил внимание, что в Москве есть некоторое количество трамваев, электропоездов и вагонов метро без кондиционеров. Это — следствие длительного срока службы рельсового транспорта, обычно он составляет 30 лет. По словам Красильникова, подвижной состав, выпущенный в 1990-2000-х годах может не иметь кондиционеров, зарядок, экранов и прочих привычных в современном мире вещей, ведь стандарты качества тогда были иными. 

"Как только эти вагоны достигнут своего предельного срока службы, их заменят новыми, это вопрос времени", — объяснил он. 

Проблема 2: отсутствие притока свежего воздуха. 

Кондиционеры сами по себе обеспечивают только охлаждение салона, а не приток свежего воздуха, поэтому в час пик в транспорте может быть прохладно, но при этом душно. По словам Красильникова, бороться с этим можно, повышая мощность кондиционера и приоткрывая форточки для притока свежего воздуха. 

Однако здесь важно соблюсти баланс между температурой и свежестью: сильно открытые форточки не только "выветрят" прохладу из салона, но и могут сломать кондиционер.

В новых поездах метро, начиная с 81-760/761 "Ока", установлена система вентиляции, но из-за регламентов по предельной силе потоков ветра в салоне она не всегда эффективна. Впрочем, добавил инженер, сильный холодный ветер в салоне может простудить пассажиров, так что тут тоже важен баланс.

Проблема 3: неисправные или маломощные кондиционеры в транспорте.

Для крупных предприятий подвижной состав обычно изготавливают под заказ. Как уточнил инженер, в том числе определяется и комплектация кондиционера: в каких-то автобусах его могут вовсе не ставить, в других встраивать оборудование разной мощности. 

"Так, в Москву закупают автобусы и трамваи с кондиционерами меньшей мощности, чем, скажем, для Краснодара (при том, что модели транспортных средств те же самые)", — подчеркнул Красильников. 

По его словам, это оправдано, ведь кондиционер — очень энергоемкая деталь транспортного средства. Однако в период аномальной жары мощности аппарата может не хватать, что мы и наблюдаем этим летом. 

Красильников вместе с тем ответил на вопрос, можно ли понизить температуру в общественном транспорте. По его словам, здесь в первую очередь нужно понять, на что именно жалуются пассажиры. Так, если проблема в неисправности кондиционеров, то вопрос решается более тщательным ремонтом и обслуживанием этой системы транспортных средств. Это кропотливая и непростая, но выполнимая задача, добавил эксперт. 

Иная ситуация с работающим кондиционером, но наличием жары в салоне. В этом случае, отметил инженер, нужно менять юридические документы, а именно: Социальный стандарт транспортного обслуживания Минтранса и СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры". 

Тут стоит отметить, что, как объяснил эксперт, температура в салоне транспортного средства определяется Социальным стандартом Министерства транспорта РФ. Летом она не должна превышать температуру в салоне транспортного средства 25°С. Показатель не может разниться с наружной температурой более, чем на 8°С. 

"Чтобы поменять нормативы, скорее всего будет необходимо доказать, что разница наружной и внутренней температур больше, чем 8°С, не приведет к массовым простудным заболеваниям пассажиров", — объяснил Красильников.

Задыхаетесь? Не беда — вот что делать

Борьба с некомфортной температурой в общественном транспорте все-таки предусмотрена властями. В частности, пассажиры уже как пять лет могут сообщать о работе кондиционеров через мобильное приложение "Московский транспорт". Там еще в 2020 году появилась соответствующая функция, передавалось на сайте mos.ru

"Важно указать все подробности: вид наземного транспорта, бортовой номер транспортного средства, дату и время. Специалисты проверят информацию и примут необходимые меры. Новая функция станет еще одним способом коммуникации с пассажирами и поможет нам оперативно отслеживать все обращения", — говорится в статье.

unsplash.com

Метро. Фото: unsplash.com

Красильников объяснил, что в Москве есть удобная форма подачи обращений по электронному адресу: https://t.mos.ru/feedback. При написании жалобы важно указать бортовой номер транспортного средства, маршрут и время поездки. Также пожаловаться на неработающий кондиционер можно по телефонам: +7 (495) 539-54-54 (с городских), и 3210 (с мобильных).

Что делать, если стало плохо — рекомендации от врача

Кандидат медицинских наук, врач-терапевт Андрей Кондрахин в беседе с ИА StolicaMedia отметил, что у каждого человека индивидуальная переносимость закрытого пространства в условиях повышенной температуры воздуха. То есть кому-то может показаться душно, а кому-то холодно в условиях нахождения в помещении с включенным кондиционером. Автобус — это закрытое пространство. Чем больше народу, тем меньше объем циркулирующего воздуха, а вместе с тем снижается и порциональное давление кислорода.

По словам Кондрахина, духота — это элемент нехватки кислорода. Если человеку становится плохо, то появляются головокружение, тошнота и, возможно, дурнота. Причем симптомы приходят не сразу, а постепенно. Как уточнил врач-терапевт, это "медленно движущаяся ситуация". 

"Если вы себя чувствуете плохо, надо покинуть пространство, где это произошло. Это может быть автобус, помещение, где, например, проводят собрание или еще что-нибудь. Сесть поближе к окну, открыть его, дать приток свежего воздуха", — объяснил эксперт.

Хотя если на улице температура составляет +38°C...+39°C градусов, то получить свежий воздух будет сложно. Тогда нужно в первую очередь сесть или лечь. Важно умыться водой, попить ее. При возможности стоит воспользоваться веером — он для этого и был придуман, чтобы воздух лицо остужал. После таких базовых вещей следует снять или расстегнуть вещи, чтобы минимизировать воздействие окружающей среды на себя. 

unsplash.com

Автобусная остановка в Москве. Фото: unsplash.com

Диапазон выносливости организма у каждого человека свой, повторил Кондрахин. У ребенка может возникнуть нехватка воздуха в таких условиях и час пика в общественном транспорте.

"Ребенок, скажем, трех-четырех лет, он практически внизу находится. А воздух у нас очень плотно циркулирует, если мы находимся в час пик (в общественном транспорте, например, — ред.), поэтому воздуха там мало. Естественно он (ребенок — ред.) может ощущать нехватку воздуха и задыхаться", — отметил врач-терапевт.

Поэтому нужно любому человеку, который почувствовал себя плохо в транспорте, прогуляться, пройтись, посидеть на лавочке, подождать следующий автобус и так далее. Важно вернуть приток кислорода, тогда головной мозг отпустит эту ситуацию, станет легче, заключил Кондрахин.

Ранее ИА StolicaMedia писало про график работы автобусов. Получили комментарий от Дептранса и рассказали о реакции властей и горожан на долгое ожидание транспорта. 

233994
Общество