Зарядка электромобилей на городских станциях "Энергия Москвы" перестала быть бесплатной с 23 июля, об этом сообщили в правительстве Москвы. Власти решили не продлевать льготный период для электрокаров, ранее на московских ЭЗС оплата не производилась. Проект действовал с 2020 года.
Теперь на всех станциях будет действовать среднерыночный тариф: 20 рублей за 1 кВт на станциях постоянного тока и 15 рублей за 1 кВт на станциях переменного тока. Городские зарядки работали бесплатно почти пять лет, за эти годы автомобилисты совершили более одного миллиона зарядных сессий. В столичном Дептрансе заявили, что введение платной зарядки повысит инвестиционную привлекательность проекта и позволит устаналивать по 500 быстрых зарядок в год, тем самым улучшив качество обслуживания. Кроме того, плата за зарядки "обеспечит сбалансированный уровень загруженности".
При этом, пока для владельцев "электричек" остаются действующими другие льготы — бесплатные парковки, бесплатный проезд по платным федеральным трассам, а также отсутствие транспортного налога.
Но так ли все хорошо?
Мэр Москвы Сергей Собянин в прошлом году собирался отменить льготу на нулевой транспортный налог, однако "акцию" все-таки продлили до конца 2025 года. Будет ли отмена такого налога на электромобили в следующем году — пока неизвестно. По официальным данным, данная льгота должна действовать в столице до 1 января 2030 года, а в Московской области владельцы электрокаров освобождены от уплаты транспортного налога до 1 января 2027 года.
Кроме того, пока у владельцев электромобилей остается право бесплатного проезда по платным федеральным трассам. Такой эксперимент ввели в России в 2023 году. Однако есть нюанс — для бесплатного проезда нужно сначала купить транспондер и положить на него какую-то сумму денег, чтобы при проезде по трассе поднялся шлагбаум. Деньги спишутся, а когда система поймет, что вы проехали на электромобиле, они вернутся.
Льгота бесплатного проезда сохраняется пока до конца 2025-го года. Пока еще можно проехать по основным федеральным трассам (М-1, М-4, М-11), по ЦКАД и другим кольцевым автодорогам, а также через некоторые мостовые переходы.
Кроме того, с 30 января 2025 года проехать по федеральным трассам бесплатно на электромобиле можно, но есть условие — авто должно быть произведено и зарегистрировано в России. То есть, проехать без денег на китайской "электричке" по российской трассе уже не получится, для этого придется покупать "Москвич" или Evolutе.
По словам Сергея Собянина, развитие электропрома в Москве — "не разовая модная тема". Мэрия планирует продолжать политику по увеличению электрических машин на дорогах столицы. Но при этом власти уже сегодня отменили бесплатные зарядки по всему городу, которыми пользовались сотни москвичей. С другой стороны, подобную льготу с бесплатными зарядками сделали только в Москве, за ее пределами почти все "зарядки" с момента запуска платные.
"Ну, да, поиграли в щедрость и хватит. Скоро и парковки станут платными", — говорит одна из жительниц Москвы, владеющая электромобилем, передает ИА StolicaMedia.
Власти России пытаются всеми силами подтолкнуть граждан к покупке электромобиля. Сейчас действует государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам на электромобили. Размер субсидии составляет 35% и действует на автомобили максимальной стоимостью 3 млн рублей. Субсидию можно получить при покупке электрокара отечественного производства.