Иногда выход на пенсию граждан оказывается более поздним, чем мог быть, если бы сотрудники СФР должным образом относились к своим обязанностям. Один из таких случаев на примере гражданки, достигшей пенсионного возраста, но получившей отказ в выплатах, разбирает юрист Евгений Фурин.
Женщина обратилась в СФР за страховой пенсией по старости, но в выплатах специалист фонда ей отказал — на основании нехватки трех лет страхового стажа. Ей предложили либо выйти опять на работу и дополнить стаж, либо рассчитывать только на социальную пенсию через пять лет.
Сама же гражданка тоже подсчитала свой стаж и по ее расчетам минимум она наработала. Оказалось, что сотрудник фонда при первичном рассмотрении документов не посчитал периоды по уходу за двумя детьми до полутора лет, а в сумме это как раз три года. Декретный отпуск не был засчитан в стаж, поскольку заявительница не предоставила свидетельства о рождении детей. При этом ей не разъяснили при обращении, что она должна принести эти документы.
Только через два года гражданка добилась от СФР разъяснений о требуемых документах. После того, как она предоставила свидетельства о рождении, пенсию ей назначили, но только с текущей даты, а не за прошедшие два года. Женщина обратилась в суд, требуя взыскать недополученные за 2 года деньги.
Суд первой инстанции, апелляция и кассация ее не поддержали. На том основании, что на момент первого обращения отказ в назначении пенсии был законным, поскольку закон позволяет ее назначать только после подачи всех требуемых документов.
Но Верховный суд РФ отменил предыдущие решения и направил дело на пересмотр. ВС РФ подчеркнул, что обязанность СФР не только расчет пенсий, но и полное информирование граждан. Фонд эту обязанность не выполнил, из-за чего истица два года не получала причитающуюся пенсию. При повторном рассмотрении суд обязал СФР выплатить ей пенсию за пропущенный период.