Министерство внутренних дел России завершает подготовку масштабной реформы теоретического экзамена на водительские права. Основная цель изменений — повысить уровень осознанного понимания правил дорожного движения у будущих водителей, устранив распространённую практику механического заучивания ответов.
По результатам анализа, проведённого рабочей группой при МВД и экспертами в сфере дорожной безопасности, из 800 действующих экзаменационных вопросов около 157 содержат ошибки или спорные формулировки. В 50–60 случаях нарушения связаны с неправильным толкованием действующих норм ПДД и правовых актов. Некоторые задания построены некорректно, другие — содержат ошибочные "правильные" ответы.
Особое внимание эксперты уделили несоответствию между визуальной частью заданий и нормативными требованиями. Например, на изображениях отсутствуют обязательные дорожные знаки, такие как знак 3.1 "Въезд запрещен", который по ГОСТу должен быть установлен на каждом пересечении проезжих частей. Это приводит к искажению условий задачи и формирует у кандидатов ложные представления о правилах.
В рамках реформы специалисты компании "Профтехнология", участвующие в разработке новой экзаменационной базы, подготовили более 100 новых вопросов для каждой категории водительских прав (A, B, M, C, D). Они направлены на устранение выявленных ошибок и внедрение логически выверенных, нормативно обоснованных заданий.
Кроме того, разработана система случайной генерации экзаменационных билетов. Это программное обеспечение позволяет формировать индивидуальный набор вопросов для каждого экзаменуемого и применять к ним различные визуальные сценарии (от 3 до 6 альтернативных изображений к каждому заданию). Такой подход направлен на снижение зависимости от визуальной памяти и повышение значимости аналитического мышления при сдаче экзамена.
Нововведения могут повлечь за собой увеличение расходов автошкол, в частности — на оплату труда преподавателей, что может привести к дальнейшему росту стоимости обучения. В 2024 году средняя цена за курс подготовки уже достигла 60 тысяч рублей.
Изменения затронут не только будущих водителей, но и тех, кто утратил права вследствие нарушений. Для успешной сдачи экзамена потребуется глубокое понимание ПДД, а не просто запоминание стандартных ответов.
В следующем году рабочая группа планирует значительно расширить базу вопросов. К середине 2025 года общее количество заданий может достичь нескольких тысяч, а впоследствии — десятков тысяч. С учётом визуальных вариаций каждый экзаменационный билет станет уникальным, что существенно повысит требуемый уровень подготовки.
Примеры текущего уровня знаний демонстрирует Всероссийский диктант по ПДД. Среди почти 67 тысяч участников успешную сдачу показали лишь около 9 тысяч. Это подчеркивает необходимость реформы и актуальность перехода к системе, ориентированной на осознанное понимание правил, пишет издание "Фонтанка" (16+).