В московском метро на станции "Люблино" напали на контролера. Женщина прошла через турникет без оплаты проезда вслед за своими детьми, сообщает ИА StolicaMedia со ссылкой на телеграм-канал "Метро Москвы" (18+).
При попытке контролера проверить документы пассажирка проявила агрессию и набросилась на сотрудницу метрополитена. На место оперативно прибыла служба безопасности станции.
В отношении нарушительницы составлен административный протокол за безбилетный проезд. Кроме того, подано заявление в полицию для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту нападения на представителя.
Обязанности перевозчика, пассажира и контролера
Согласно федеральному закону "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", оператор, оказывающий услуги и использующий контрольно-кассовую технику (ККТ), обязан обеспечить его исправность, регистрацию, подключение и выдачу чека или билета с реквизитами кассового документа. Если валидатор ломается и не позволяет оплатить картой или получить чек, ответственность лежит на перевозчике. Именно он обеспечивает возможность безналичной оплаты — это его прямая обязанность.
Если у пассажира есть на карте средства, и он готов оплатить, но валидатор сломан, перевозчик обязан довезти бесплатно. Требовать оплату наличными в этой ситуации нельзя. Перевозчика за это даже могут привлечь к ответственности. Такое правило закреплено не только в федеральном законе, но и в региональных постановлениях (например, Москва, Московская область). Также Закон о защите прав потребителей (ст. 16.1) обязывает обеспечить возможность выбора способа оплаты — наличного или безналичного.
Но и у пассажира есть обязанности, не будем об этом забывать. Так, при работающем валидаторе гражданин, во-первых, должен оплатить проезд. Для этого он может воспользоваться банковской или транспортной картой, либо же смартфоном. Причем оплатить проезд нужно до момента прибытия транспорта к следующей остановке после посадки.
Во-вторых, пассажир обязан сохранить билет или чек до конца поездки. Такой документ является подтверждением легальной оплаты. К слову, водитель, кондуктор или валидатор обязаны обеспечить пассажиру возможность получить чек — бумажный, QR-кодом на устройстве или через ссылку на электронный чек в ФНС/ОФД.
Если валидатор исправен, но пассажир отказывается платить или не использует безналичный способ, это нарушение правил перевозки, и водитель/инспектор вправе отказать в проезде или потребовать оплату и штраф. Отсутствие или отказ предоставить кассовый чек может повлечь ответственность перевозчика.
Юрист, основатель консультационно-представительского центра "Верус" Денис Хмелевской в беседе с ИА StolicaMedia объяснил, что штраф — это санкция за административное правонарушение. В Москве право назначать такое наказание за безбилетный проезд имеют следующие уполномоченные лица и организации:
- Сотрудники ГКУ "Организатор перевозок" — специализированная организация, занимающаяся контролем за соблюдением правил проезда в общественном транспорте.
- Работники ГУП "Мосгортранс" — предприятие, осуществляющее перевозки и контроль за оплатой проезда.
- Сотрудники полиции — при проведении контрольных рейдов по сопровождению и проверке соблюдения правил проезда.
По словам юриста, все представители контролирующих служб должны быть в форменной одежде и предъявлять служебное удостоверение по требованию пассажира. Важно отметить, что водители, кондукторы и контролеры перевозчика не имеют права выписывать штрафы, они могут только потребовать оплатить проезд или высадить безбилетного пассажира.
Ранее ИА StolicaMedia писало, что драка между контролером и пассажирами в московском автобусе попала на видео. Мужчина и женщина избили сотрудника и скрылись.