ChatGPT сказал:
В России действует уникальная практика — водителям разрешается превышать установленный скоростной лимит на 20 км/ч без штрафных санкций. Однако всё чаще поднимается вопрос об отмене этого нештрафуемого порога. Эксперты по-разному оценивают необходимость и последствия такого шага.
Координатор проекта "Карта убитых дорог" Александр Васильев подчёркивает, что правила дорожного движения следует соблюдать строго. По его мнению, превышение скорости даже на 1 км/ч уже является нарушением. Он отмечает, что водители привыкли игнорировать ограничения, что стало возможным благодаря существующему КоАП с широким порогом допуска. По его словам, из-за этого водители часто следуют за потоком, даже если он нарушает правила, а дорожные знаки теряют свою эффективность. Васильев также обращает внимание на неправомерное занижение скоростных лимитов в городах — например, на установку знаков 20 км/ч там, где оптимальной скоростью была бы 40 км/ч. Он считает, что отмена льготы возможна только при поддержке правительства, поскольку ведомства опасаются брать на себя ответственность за повышение количества штрафов.
В ассоциации "Око", объединяющей производителей и операторов систем фиксации нарушений, также выступают за сокращение нештрафуемого лимита, но с учётом технических ограничений. Современные камеры фиксируют скорость с погрешностью до 2–3 км/ч, поэтому снизить порог штрафа до 1 км/ч невозможно без нарушения норм ГОСТа. При этом допустимым считается диапазон от 3 до 5 км/ч. Чтобы дать водителям время адаптироваться, в ассоциации предлагают сначала временно снизить лимит до 10 км/ч.
Эксперты "Око" подчёркивают, что нынешний порог в 20 км/ч не имеет аналогов в мировой практике. Вместе с установленной скоростью он позволяет передвигаться в населённых пунктах со скоростью до 80 км/ч, что почти вдвое превышает скоростные лимиты в большинстве европейских городов. Это противоречит глобальной тенденции по снижению скорости в городах до 30 км/ч — меры, направленные на снижение числа ДТП и смертности. Согласно исследованиям, риск смертельных исходов при ДТП резко возрастает с увеличением скорости столкновения. Так, при ударе на скорости 37 км/ч погибают 10% пострадавших, при 51 км/ч — 25%, а при 80 км/ч — уже 75%. Европейские страны, например Нидерланды и Испания, в 2020 году снизили скоростные ограничения в населённых пунктах до 30 км/ч, а Париж полностью перешёл на такой режим с 2021 года.
С другой стороны, глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает, что отменять порог +20 км/ч стоит лишь частично и прежде всего в городах. Он отмечает, что вне населённых пунктов риск серьёзных аварий из-за скорости ниже. По его мнению, введение нештрафуемого порога в 2013 году совпало с заметным снижением аварийности, что указывает на положительный эффект этой меры. Шумский предлагает оставить порог для загородных трасс, а в крупных городах ограничить превышение скорости до 10 км/ч.
Против отмены нештрафуемого порога выступает депутат Вячеслав Лысаков, автор соответствующей поправки. Он настаивает, что сначала необходимо повысить скоростные лимиты на федеральных трассах и устранить "ловушки" для водителей, используемые в основном для сбора штрафов, а уже потом рассматривать снижение порога до 10 км/ч. Его позицию поддерживает партия "Единая Россия".
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подчёркивает, что порог +20 км/ч компенсирует заниженные скоростные лимиты в городах и на трассах. По его мнению, на загородных магистралях превышение скорости на 20 км/ч не увеличивает число ДТП, а стабильное движение в комфортном режиме наоборот повышает безопасность. В городах же часто устанавливаются слишком низкие ограничения без объективных причин — например, знаки 60 км/ч на участках без пешеходных переходов. Шапарин считает, что отмена порога должна сопровождаться пересмотром ГОСТов и обновлением скоростных лимитов, а также учётом технических особенностей автомобилей — в России средний возраст машины составляет около 14 лет, и спидометры таких автомобилей часто имеют высокую погрешность.
По материалам портала Auto.ru (16+).